Большая сцена и полный зал зрителей — мечта любого театрального режиссера. Молодым творцам осуществить ее нелегко: нужно арендовать площадку для репетиций, купить костюмы и реквизит, привлечь публику. В этом им помогает Москва.
В Новом Манеже работает открытое театральное пространство «Арт-платформа», где выступают актеры ведущих частных театров и объединений. С 2019 года его команда реализует международную программу «ТеатрONstage». Ее цель — оказать действенную поддержку негосударственным театрам. В этом году победителями программы впервые стали два режиссера: Александр Могилев и Александр Скоробогатов. Благодаря команде «Арт-платформы» они получили грант Президентского фонда культурных инициатив. Корреспондент mos.ru побеседовал с победителями о том, сложно ли попасть в театральный мир и насколько важна поддержка в творчестве.
Спектакль-подсознание и диалог со зрителем через танец
Александр Скоробогатов в прошлом году окончил Институт кино и телевидения (ГИТР), а за его плечами уже годы работы: в роли звукорежиссера, режиссера монтажа, постановщика короткометражных фильмов и креативного продюсера. Во время участия в программе «ТеатрONstage» он представил моноспектакль «Наташина мечта», который стал его театральным режиссерским дебютом. В основу сюжета легла одноименная пьеса драматурга Ярославы Пулинович.
«Это психологическая драма о девушке из детского дома, которая безответно влюбляется в журналиста. Наташа и другие персонажи сидят каждый в своей скорлупе и не говорят о том, что чувствуют на самом деле. Поэтому акцент в спектакле сделан на подсознание главной героини: через воспоминания и сны зритель узнает ее искреннюю, настоящую, переживает с ней травмирующие события из детства, любовь и разочарование. Эта история призывает не молчать о своих переживаниях, не копить обиду», — пояснил режиссер.
Другой победитель конкурса, Александр Могилев, пришел в театр из хореографического искусства. Он собрал свою труппу, а затем открыл школу современного танца. Над постановкой «Четыре человека с разным мнением по поводу всего» он работал в качестве режиссера и хореографа. Творец вдохновился басней Ивана Крылова «Лебедь, Щука и Рак»: его герои тоже спорят друг с другом, но не могут найти единственную правильную точку зрения, ведь ее не существует.
«Самое трудное в хореографическом спектакле — донести идею до зрителя. У всех разный жизненный опыт, культурное прошлое и настоящее, каждый воспринимает искусство по-своему. А нам нужно взаимодействовать с аудиторией через танец. Кроме того, тело никогда не врет, какими бы пластичными ни были движения. Если танцовщик не честен прежде всего перед самим собой, зрители не поймут, для чего он вышел на сцену и что хочет им сказать», — поделился Александр Могилев.
Поверить в мечту: как Моспродюсер помогает талантливым артистам и художникам стать известнымиСергей Собянин: Московскому продюсерскому центру исполнилось 10 лет
Питчинги, эскизы и другие этапы программы «ТеатрONstage»
Театр начинается с вешалки, а программа «ТеатрONstage» — с подачи заявки. Кандидаты присылают режиссерские экспликации: излагают художественный замысел и описание постановки. В сезоне 2023/2024 года команда «Арт-платформы» отобрала 10 коллективов, которые могли поучаствовать в следующем этапе — очных питчингах. Всего за пять минут нужно было презентовать спектакль в свободной форме, например показать театральный этюд, то есть короткое представление.
В финал вышло пять команд. Им предстояло подготовить так называемый эскиз, или лабораторный показ. Это мини-версия спектакля длительностью не более 40 минут. На создание эскизов коллективам выделили средства, предназначенные для покупки или изготовления костюмов и реквизита.
Александр Могилев уверен, что программа «ТеатрONstage» вовремя появилась в жизни труппы: когда родилась идея спектакля «Четыре человека с разным мнением по поводу всего», стало ясно, что для такой постановки не хватит средств.
«Хотелось показать современный танец не в трусах и майках на пустой сцене, а как произведение искусства с красочными декорациями и костюмами, сложным светом. Программа позволила это сделать. Благодаря ей независимые коллективы могут конкурировать с репертуарными театрами. Она помогает молодым труппам, как мы, реализоваться и попасть на большую сцену. Чтобы пройти отбор, участники выкладывались по максимуму. Каждый стремился быть лучшим, и все спектакли получились достойными. Понравилась мультижанровость конкурса: можно было увидеть драматические, оперные и танцевальные спектакли», — добавил хореограф.
Наконец настал заключительный этап. Среди жюри директор Театра имени Евгения Вахтангова Кирилл Крок, главный балетмейстер Театра сатиры Сергей Землянский, театральный критик Марина Райкина, главный режиссер Ленкома Марка Захарова Алексей Франдетти и другие эксперты. По словам Александра Скоробогатова, ему до сих пор не доводилось защищать проект перед мастерами со столь большим именем.
«Перед ними стоял трудный выбор: все пять эскизов были талантливыми. Но мы в себя верили. Для нас нет ничего невозможного: препятствия лишь трамплины, через которые мы вместе, взявшись за руки, перепрыгиваем. Первым победителем объявили Александра Могилева, и я начал думать о других способах выпустить спектакль. Ведь я, как режиссер, чувствую ответственность перед командой. Мы потратили много сил на эскиз, и они не должны упереться в тупик. А потом объявили, что победителей будет два, и назвали наш проект. Это было такое облегчение! Жюри ради нас изменило правила конкурса, что вдохновило работать лучше», — поделился он.
Грант и площадки для репетиций
Победители стали резидентами открытого театрального пространства «Арт-платформа». Они получили возможность на льготных условиях показывать свои спектакли в театральном сезоне 2024/2025 года в Новом Манеже, и у обоих недавно отгремели премьеры. Еще победители могут бесплатно репетировать в Московском продюсерском центре.
Александр Скоробогатов подчеркнул, что это значимая помощь: репетиции обычно длятся по шесть — восемь часов, а арендовать зал затратно. Главный же приз — грант Президентского фонда культурных инициатив. Александр Могилев уточнил, что финансовая помощь предназначена для доработки спектаклей, например на покупку декораций и нового реквизита.
«Получив грант, мы потратили деньги на декорации и сразу, с какой-то страстью, жадностью, выпустили спектакль. Наша премьера в Новом Манеже прошла, на мой взгляд, великолепно. Для молодого коллектива важно получать финансовую поддержку извне. Эти деньги — огромный вклад, учитывая, что у независимых трупп обычно есть ноль рублей на постановку», — считает он.
Команда Александра Скоробогатова на полученные средства смогла заказать в мастерской костюмы и новые декорации, в том числе белые свисающие кроны деревьев, которые как бы окутывают сцену.
«Театр, как и кино, не может жить без финансов. Грант — это то, что позволяет воплотить в жизнь наши безумные идеи. Без него не было бы спектакля “Наташина мечта”. Город сегодня помогает не только молодым труппам, но и искусству в целом. Он прилагает усилия, чтобы мы могли творить. Статус резидента “Арт-платформы” тоже значим. Он открывает перед нами двери, которые раньше были заперты. Приятно вот так войти в театральный мир», — заключил Александр Скоробогатов.
Оба режиссера-победителя не собираются останавливаться на достигнутом и уже думают о будущих спектаклях и театральных конкурсах.
За два театральных сезона работы проекта «Арт-платформа» 55 независимых театров сыграли в Новом Манеже более 260 спектаклей. Коллективы побывали на гастролях в Санкт-Петербурге, Великом Новгороде, Саратове, Тюмени и других городах России.
С 1 августа по 25 сентября открыт прием заявок на участие в новом сезоне программы «ТеатрONstage». Питчинг пройдет 4 ноября в рамках всероссийской акции «Ночь искусств». Спектакли победителей выйдут в прокат в театральном сезоне 2025/2026 года.