В Курском областном драматическом театре имени Пушкина готовится к постановке спектакль под названием «Как я остался человеком» по одноимённой пьесе курского драматурга, журналиста Александра Демченко. Наш корреспондент побывал в театре и пообщался со всеми причастными к постановке. Главного героя выбрал сам прототип Спектакль увидит свет в рамках федерального проекта «СВОи. Непридуманные истории» при грантовой поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Пьесы для проекта создаются в лаборатории «Актуальная драматургия о специальной военной операции» Академии творческих индустрий «Меганом». 12 спектаклей, в основу которых легли судьбы современных героев, увидит вся Россия. В курской постановке главного героя – бойца СВО сыграет актёр Максим Карпович. – Прототипа главного героя зовут Артур. Причиной выбора конкретного актёра послужило прежде всего внешнее сходство с героем. Артур – человек с кавказской внешностью, – рассказывает режиссёр Вадим Павленко, член Союза театральных деятелей РФ. – Очень горячий, с характером. И Максим похож на главного героя больше остальных. Исполнителя роли друга главного героя выбрал сам Артур. – Когда мы зашли на сайт театра, чтобы посмотреть фотографии актёров, Артур сразу указал на Евгения Сетькова, – вспоминает режиссёр. – Женя очень похож на одного из фронтовых друзей Артура. Так Евгений был закреплён на роль Хмурого. Во время репетиций артисты познакомились с реальной историей Артура. Её рассказывали те, кто с ним общался, – режиссёр и автор пьесы. – Артисты узнают о трагедии, которая произошла с нашим героем, о событиях, послуживших причиной его решения уйти в зону СВО, – продолжает Павленко. – Надеюсь, что на премьере будет присутствовать и сам Артур. На фестивале «Таврида», где началась подготовка к спектаклю, мы обсуждали такую возможность. Если позволят обстоятельства, главный герой приедет. Кстати, история Артура ставится и в Архангельском театре – уже по пьесе другого автора. Конечно, это будут совсем разные истории – другой драматург, другой режиссёр… По замыслу проекта история каждого героя будет рассказана в нескольких театрах в разных интерпретациях. Наша более приближена к боевым действиям. Это жизнь на линии фронта, в тылу, война в судьбах мирных людей, которые остались в прифронтовых населённых пунктах. Голос фронта Спектакль будет представлен зрителям на малой сцене. Отдельным персонажем станет музыка. Постановщикам предстоит воссоздать атмосферу войны, в спектакле зазвучит «голос» боевых действий. – Сейчас мы собираем шумовые эффекты, – рассказывает режиссёр. – Это взрывы, стрельба, звуки летящих дронов, которые составят мощную полифонию. Будет звучать и атмосферная музыка: плачущая скрипка, фортепиано, классика в современной обработке, хард-рок. Где-то это будет условная музыка, на контрапункте, передающая противоречивые чувства. Музыка подчеркнёт диссонанс внешних обстоятельств и внутреннего мира героя. Картина мира будет реальной, неподслащённой. Режиссёр предполагает, что самой сложной будет кульминация – сцена последнего боя команды Артура. Предстоит показывать смерть людей. – Необходимо искать сложные образные выразительные средства. Ведь мы не можем стрелять! Не можем изобразить на сцене реальные боевые действия, – объясняет постановщик. – Здесь нужны особые средства на языке театра. Многие фронтовики рассказывают о чудесах на войне. И в спектакле есть место мистике – вещие сны и предчувствия солдат. Вернётся ли наш герой домой и каким он вернётся? Зрители узнают это, посмотрев новый спектакль. А настоящий боец Артур, восстановившись после тяжёлого ранения, потеряв ногу, вернулся на фронт. Вадим Павленко считает, что спектакль «Как я остался человеком» адресован зрителям всех возрастов. – Моей дочери 15 лет, – говорит Вадим Олегович. – Думаю, что её ровесники должны увидеть эту постановку. Некоторые люди стараются уйти от этой проблемы. Но не Курск! Жителям нашей области этот спектакль особенно близок. СВО так или иначе коснулась каждого человека нашей области. У меня очень много друзей, знакомых, которые вынуждены были покинуть свои дома. К счастью, все они живы, едва успев убежать от натиска ВСУ. Мы должны показывать, с каким злом мы воюем. Мы думали, что фашизм уничтожен, но он остался в зародыше. Мы столкнулись с той же коричневой чумой немного в другом формате. Этот спектакль для всех. И для тех, кто придёт с фронта, и для тех, кто встретит их дома. Он о том, как важно помогать друг другу, поддерживать, как бы это ни было тяжело. Оставаться человеком в любых обстоятельствах – это призыв нашего спектакля. Мы верим в победу! Ведь как говорит наш президент: «В наших жилах течёт кровь победителей». Камуфляж и автоматы Все цеха театра, получив задание от художника-постановщика Елены Баженовой, приступили к работе. Готовится реквизит, бутафория, костюмы, декорации. – Театр приобрёл настоящий камуфляж, два бронежилета, шлемы, – рассказывает Баженова. – Всё это обошлось недёшево. Хороший макет автомата стоит 37 тысяч рублей. Тот, который приобрели мы, нашим художниками предстоит ещё «состарить». Сейчас идёт работа над костюмами главного героя и других персонажей, людей, которые его окружают – девушки, автомеханика. Мне было нелегко найти форму для украинского солдата. Создавать костюмы довольно сложно. Я человек не военный, многое мне непонятно. Режиссёр тесно общался с главным героем, потом объяснял мне многие военные тонкости. Например, Вадим Олегович рассказал, что на фронте большой дефицит шин. Мы решили от этого оттолкнуться – использовать старые шины. Хотелось передать атмосферу промозглости и неустроенности. Поэтому в основе декораций только металл, никаких «тёплых» материалов. Баженова рассказывает, что с металлом было трудно работать: здесь надо отметить искусство сварщика. Художникам и мастерам пришлось много ездить по строительным базам, взбираться по подвесной лестнице на третий этаж, в поисках именно старой «одежды» для колёс объехать все «шиномонтажи». Письмо девочки В основе сюжета – история жизни молодого человека. Он уходит на СВО после трагедии – погиб его друг, волонтёр. Артур хочет найти его убийц. Но всё меняют события, которые происходят с солдатом на передовой, трагедии людей, которых он встречает. Теперь это уже не просто вопрос мести. Артур противостоит иностранным наёмникам, понимает, что он защищает Родину, сражается со злом, которое завтра может прийти в его дом. – Я и Вадим Павленко много общались с Артуром, – рассказывает автор пьесы Александр Демченко. – Артур – боец ЧВК, патриот, лидер, человек сильный физически и морально, весёлый, с прекрасным чувством юмора, добрый. Он прошёл через абсолютные ужасы войны, сохранив лучшие человеческие качества. Это человек, который знает все за и против. Познакомившись с ним, я понял, что на таких людях всё и держится в зоне СВО. У него был боевой опыт, он всегда стремился попасть в элитное военное подразделение. Пришёл в ЧВК и достойно защищает Родину. Артур искренне рассказал нам свою историю. Пьеса была написана за месяц – потом вносились правки. Первый вариант я читал Артуру. Конечно, реальные события в пьесе переплетаются с художественным вымыслом. Но большая часть – правда. То, что ребята пережили на фронте. Самое яркое впечатление на автора пьесы произвела история детского письма, которые пришло на фронт: «Дорогой мой друг, я тебя не знаю. Возможно, и не узнаю. Но ты для меня сделал столько, сколько никто не сделал. Над моей головой чистое мирное небо – благодаря тебе, солдатик. Я тебя люблю! Держись!» Александр считает, что именно оно помогло ему выстроить сюжет. – Сейчас в школах дети пишут письма на фронт, – рассказывает драматург. – И Артуру пришло письмо от девочки из Волгоградской области. Она учится в начальной школе. Казалось бы, обычное письмо, слова поддержки. Но для Артура оно стало талисманом. Он знал его наизусть, всегда носил с собой и часто повторял как молитву. К сожалению, бойца ранило и по дороге в госпиталь письмо потерялось. Артур очень переживает и очень хочет найти ту девочку, её родителей и поблагодарить за поддержку. Я очень надеюсь, что так и будет! Можем быть, кто-то из зрителей поможет нашему герою найти эту семью. Премьера спектакля «Как я остался человеком» запланирована на 1 марта 2025 года. Елена ГАМОВА Фото из архивов героев публикации
Предыдущая запись