В Донецке опера Моцарта "Дон Жуан" с успехом шла полвека назад. В эпоху, которую сегодня здесь вспоминают с ностальгией, — край давал всей стране тепло и сам процветал. Тогда партию Дон Жуана исполнял один из самых известных артистов Донбасса — Валентин Землянский. Человек, на долю которого выпали все трагедии своего времени — война, которую он пережил в Горловке, арест отца, директора шахты, последовавшая за этим нищета. Чтобы помочь семье, Валентин тоже пошел работать на шахту, хотя мечтал совсем о другом.
Мечтал петь, причем петь так, чтобы, слушая его, люди забывали о тяжелых временах. Не сразу, но Землянский укротил судьбу, и стал не просто певцом, а великим оперным исполнителем, даже мастера жанра итальянцы прозвали его "вердиевским баритоном". Его Дон Жуан — пусть и по своему поведению не вписывающийся в координаты советской морали — был любимчиком Донбасса. Шутка ли, зрители с шести утра занимали очередь, чтобы купить билет на оперу Моцарта.
В нынешней версии "Дон Жуана" среди тех, кому доверено исполнять главные партии, тоже есть люди, которые сделали себя сами и которые никуда из своего города не поехали, даже когда под самые стены театра падали бомбы, а от взрывной волны вылетали окна в репетиционных классах. Дон Жуаны — Вадим Воловчук и Владислав Лысак, Командор — Александр Климов, Дон Оттавио — Евгений Удовин. Кого не возьми из программки — каждый по-своему герой.
Долгое время после начала СВО театр был закрыт для зрителей, но репетиции продолжались, идеи вынашивались. И вот когда враг отодвинут от Донецка за Горловку и дальше, "Донбасс Опера" дает одну премьеру за другой. "Князь Игорь" Александра Бородина, "Война и мир" Вячеслава Овчинникова, теперь Моцарт… Кому как не дончанам рассказывать сегодня о любви и чести, а еще о том, что злу рано или поздно приходит конец.
Опера исполняется на русском языке, за основу взят текст советской переводчицы Натальи Кончаловской. И это тоже позиция — за право говорить и петь на русском языке Донбасс заплатит очень высокую цену, итальянский в этих стенах звучал бы фальшиво.
Рассказать историю "Дон Жуана" дончане пригласили старого друга, главного режиссера омского музыкального театра Александра Лебедева. Его сотрудничество с "Донбасс Оперой" началось еще в 2008 году, а пять лет назад он поставил здесь яркую мистерию Carmina Burana, о беспощадной фортуне, которая обрушивает на людей несчастье.
Местные журналисты спрашивали Лебедева нынче — неужели вам совсем не страшно к нам приезжать? Ответ подкупил многих: "Когда в блокаду ленинградский театр оперетты играл "Сильву", и зал набивался, ведь тоже могло прилететь. Но театр — это доказательство жизни".
Чем удивляет опера в постановке Лебедева? Прежде всего, как не странно, балетом. Здесь его много, но он уместен. Через танец мы понимаем все, что думает ловелас о женщинах, об окружающих и о мире. Чем еще? Необычными интерпретациями. Дон Жуан давно продал совесть, а на вырученное купил удовольствие, он живет лишь ради себя, абсолютно не думая о других, он приветствует всевозможные извращения и смеется над моралью.
"Наш Дон Жуан олицетворяет то, как ведет себя сегодня молодое поколение на Западе, но все это не присуще России, не присуще Донбассу", — говорил перед премьерой генеральный директор донецкого театра Евгений Денисенко.
Что Дон Жуан — герой из наших дней, подчеркивают и костюмы. Слуги Командора похожи на спецназ — все в черном, в защитных шлемах, а у самого Командора в руках пулемет как из голливудского боевика про супергероя.
С мощным оружием в руках и закованная в броню статуя Командора (Юрий Алексейчук/Александр Климов) будет призывать эгоиста и злодея Дон Жуана к покаянию, потому что слов он уже не понимает.
А вот те, кто хочет покончить с Дон Жуаном раз и навсегда — одеты классически, можно было бы сказать — со всем итальянским шиком, если бы не расшитые русскими узорами платья и фартуки. Художник по костюмам — Наталья Сыздыкова из Барнаула.
Современное оружие, впрочем, Моцарту оказалось больше к лицу, потому что, разумеется, декораторы постарались сделать его максимально комичным. Юмор великого австрийца в донецкой версии "Дон Жуана" никуда не улетучился, при нем же осталась проповедь жизни — времена бывают разные, но ничего не мешает человеку влюбляться, ревновать, падать и взлетать. Ничего не мешает смеяться.
Мы не меняемся, и это, кажется, хорошая новость.
Впереди у "Донбасс Оперы" еще одна большая премьера о торжестве жизни -"Бахчисарайский фонтан" Бориса Асафьева. Спектакль ставит Константин Иванов из Йошкар-Олы. Ожидалось, что зрители увидят этот балет до конца нынешнего года, но постановщикам и артистам потребовалось немного больше времени.
А завершит этот год "Донбасс Опера", как и все крупные театры мира, — "Щелкунчиком". И как во всех крупных театрах — билетов в продаже уже нет.
Это тоже — торжество жизни.