В Национальном музее РТ представили масштабную выставку театрального реформатора Марселя Салимжанова
Выставка "Марсель Салимжанов: магия театра" открылась в Национальном музее РТ в дни празднования 90-летия театрального режиссера. Здесь представили его личные вещи, костюмы из его постановок, фотографии, награды. Всего более 300 экспонатов — из фондов музея, семейного собрания и Камаловского театра, который Салимжанов возглавлял 36 лет.
"Создать эффект присутствия"
В 2019-м выставку, посвященную Марселю Салимжанову, открывали в московском театральном музее имени Бахрушина, а также в казанском музее имени Горького и Шаляпина. И тогда, и сейчас куратором выступила заведующая отделом изобразительного и декоративно-прикладного искусства Института языка, литературы и искусства имени Галимджана Ибрагимова Рауза Султанова.
Выставку разместили практически на входе: поднимаясь на второй этаж, зритель видит большую фотографию труппы, сделанную еще в здании на улице Горького, откуда камаловцы переехали на озеро Кабан в 1987-м.
По словам Султановой, главное отличие выставки в том, что супруга Салимжанова Гульнара ханум передала на этот раз немало артефактов, 68 предметов из семейного собрания. Более 50 предметов взяты из фондов театра. Остальное — фонды Национального музея.
Выступая на открытии, директор Нацмузея РТ Алиса Вяткина, сначала сказав, что ей хотелось бы выступать поменьше на фоне почетных гостей, и извинившись, что мало говорит сегодня на татарском, отметила:
— К театру Камала у меня особое отношение: мы с семьей любили ходить в этот театр. Крылатые фразы и цитаты, звучавшие в различных спектаклях, запоминались и быстро распространялись в народе.
Также она вспомнила случай, как в 1990-е сопровождала съемочную группу в Казани, и когда москвичи предложили главрежу рассказать о себе, он с усмешкой начал подробно говорить, что растянулось на 10 минут, в конце монолога никто не мог сдержать смеха.
32-летний реформатор
Рассказать было что. Салимжанов родился 7 ноября 1934 года. При том, что его родители были актерами и оба играли в татарском академическом, он поначалу учился на юридическом факультете КГУ. Но потом его попросили помочь с консультациями в связи с его увлечением фехтованием. В результате Салимжанов поступил на режиссерский факультет ГИТИСа. Несколько лет работал в ТЮЗе. Салимжанов отличался от своих сверстников, с которыми начал работать, придя в 1966 году, в 32 года, главным режиссером в Камаловский.
Об этом вспоминал один из ветеранов театра, недавно завершивший карьеру, 86-летний Равиль Шарафеев:
— Он не был как мы, приехавшим из деревни мальчишкой, а человеком, который видел современный театр, знал его историю. Поэтому нам с ним было легко работать, — отметил актер, напомнив, что именно Салимжанов дал ему главную роль в спектакле "Американ", которая сделала его популярным.
Ну а сам театр вне республики открыто называли "театром Марселя Салимжанова".
В эпоху оттепели Салимжанов увидел и работы Товстоногова, Любимова, зарубежные постановки. Посмотрев их, он вернулся в Казань, чтобы стать реформатором татарского театра. В экспозиции можно увидеть спектакли вроде "Кырлай егете"/"Джигит из Кырлая" по пьесе Наки Исанбета, который осуждал худсовет.
— Ему говорили, что такие спектакли, как "Ильхамия" по Хаю Вахиту, вредят идеологии, а он отвечал: я не беспокоюсь за идеологию, меня беспокоит качество спектакля, — говорит Султанова, позже добавляя: — Глубоко изучив историю, он оставил исторические драмы "Бахтияр Канкаев", "Кул Гали", "Идегей". При этом он общался с учеными-историками (консультантом был академик Усманов). Посмотрите, какие интересные эскизы исторических костюмов у Тавиля Хазиахметова, знатока татарской культуры! Салимжанов сумел соотносить национальную картину мира с общемировыми тенденциями. Он утвердил самобытный путь развития татарского театра в широком театральном контексте. Но образный строй его спектаклей всегда вытекал из понимания природы татарского театра.
"Мы бы с ним точно подружились!"
Особенно привлекала гостей экспозиция с рабочим столом Салимжанова, с его книгами, чашкой, телефоном, письменными принадлежностями и шахматами. Собственно, 68 вещей для выставки предоставила супруга юбиляра Гульнара.
— Он и в шахматы играл? Еще и в карты? — спросил один из молодых актеров. — Да, мы бы с ним точно подружились!
А актер Асхат Хисматов напомнил еще об одном увлечении режиссера — он любил рыбалку и, в частности, научил этой науке его детей. Одним из примечательных экспонатов выставки, кстати, стала фотография, где маститый гений позирует вместе с юным Искандером Хайруллиным. А неподалеку — афиша, где в "Зятьях Григория" представитель династии Хайруллиных играет одну из ролей.
Есть здесь и эскизы декораций и костюмов — и сами костюмы, к примеру, из "Голубой шали" и "Идегея". К сожалению, не все планируемые работы художников удалось выставить в музее.
Также в экспозиции программки, дипломы и медали, демонстрирующие достижения героя в республике, России, за рубежом. Есть и книги — к примеру, "Стайер" Ольги Стрельниковой, подробно рассказывающая о первой части жизни героя.
Немало афиш, в которых можно узнать, что раньше синхронный перевод на русский работал только по вторникам, средам, пятницам и субботам, а спектакли начинались днем в 11, а вечером в 19.30 (на них не пускали детей младше 16 лет).
Примечателен текст выступления Наки Исанбета на 50-летии Салимжанова: "Марсель в деле привлечения молодых драматургов, их появлении, конечно, участвовал напрямую и добился и здесь успехов". Один из таких авторов — Туфан Миннулин: на выставке можно увидеть его очки, чернильницу, сборник пьес, подаренных режиссеру.
Также на выставке — много занятных фотографий. К примеру, снимок, где Салимжанов стоит с писателем Аязом Гилязовым. На заднем фоне — Сеннобазарная мечеть без минарета, но рядом — настоящее здание гостиницы "Болгар" с внушительной памятной доской Тукаю, которой, как и самих номеров, теперь нет.
Отдельная история — общественная деятельность Марселя абый: предвыборная листовка, удостоверения. А также немного юмора: подарок от театра "Әкият" — куклы Матрос и Гульнара.
— Мы хотели показать его как живого человека, со всеми недостатками и достоинствами, — говорит Султанова. — Показать, как он эмоционально говорил, как вел себя. Салимжанов — это большой этап в истории, человек, породивший режиссерский театр. В 1920–1930-е у нас часто ставили актеры, профессиональные режиссеры приезжали и уезжали. Выиграв на декаде татарского искусства и литературы в Москве в 1957-м орден Ленина, театр впадает в спячку, зритель уходит. Когда Салимжанова туда приходит, в театре случаются пустые залы!
Сейчас приемы, которые использует Салимжанов, как считает Султанова, использует и его ученик, нынешний главный режиссер Фарид Бикчантаев, и ученик Бикчантаева Айдар Заббаров. Завершатся события, посвященные Марселю Хакимовичу, 10 ноября — в Камаловском театре пройдет юбилейный вечер.