Кстати, о птичках: рассказываем, как Омск готовится принять первый в России фестиваль мозаики. В Природном парке «Птичья гавань» этим летом откроется I Всероссийский фестиваль мозаики «Омские птицы». Художники-мозаичисты из разных регионов России и ближнего зарубежья представят группу арт-объектов, состоящую из 25 панно с изображением различных птиц, гнездящихся в парке. Так, в «Птичьей гавани» появятся конструкции — цилиндрические постаменты высотой около одного метра — с изображением птиц в технике мозаики из смальты на верхнем срезе. Организаторы уверяют, что они хорошо впишутся в пространство, будут прочными и экологически безопасными и прослужат долго, поскольку эксплуатация таких конструкций не требует особых условий и усилий. — Это первый фестиваль мозаики не только в Омске, но и в России. Мне хотелось объединить художников, работающих в этой технике, и возродить это искусство в пространстве городов. Для меня это своего рода вызов, как красная тряпка для быка. Я верил, что у нас получится, — поделился с «Омск Здесь» автор проекта, художник Антон Козлов. Заявки на участие в фестивале собирали около двух месяцев. За право вписать пернатый образ в метровый круг боролись 63 автора, конкурсный отбор прошли 25 эскизов. К работе уже приступили мастера из Омска, Москвы, Санкт-Петербурга, Иркутска, Владивостока, Астаны и ещё ряда городов. — Нам присылали эскизы и портфолио. В комиссию по отбору вошли не только профессионалы из Союза художников России, но и представители Министерства природных ресурсов и экологии Омской области. В первую очередь мы отсеяли заявки без эскизов или портфолио, поэтому жюри выбирали уже из 45 предложений. Честно признаюсь, было очень сложно определиться с выбором, сердце кровью обливалось, но мы смотрели на художественную выразительность, профессионализм и композицию. Старались подобрать художников из разных городов и отдавали предпочтение коллективным заявкам, — подчеркнул Антон Козлов. Мы решили заглянуть в мастерские к художникам, чтобы посмотреть, как кипит работа. Например, сибирская мастерица Аделаида Рош раньше жила и работала в Санкт-Петербурге, но недавно решила вернуться в родной Новосибирск. Сама художница описывает свой стиль работы как «балансирование на грани мозаичного гиперреализма и абстракции». Для участия в фестивале художнице потребовалось от корки до корки изучить справочник, в котором собраны все данные об обитателях природного парка. Её выбор пал на пустельгу — небольшую пёструю хищную птицу из отряда соколообразных. — Мне нравится, что в России возрастает интерес к мозаике. Мы все нарисовали эскизы и надеялись на лучшее. Я выбрала пустельгу, потому что она хорошо известна зрелищным трепещущим полётом. То есть птица умеет зависать в воздухе, высматривая добычу. Мне самой очень нравятся гордые и хищные птицы. В самой «Птичьей гавани» я, к сожалению, не была, но очень надеюсь, что летом лично увижу, как моя мозаика будет украшать это место, — рассказала Аделаида Рош. Единственным участником из Омска оказался художник Николай Поздняков . Он увлекался скульптурой, писал маслом, рисовал сухой пастелью. А ещё Николай работает в технике мозаики и имеет богатый опыт проектных работ в храмах. Его неоднократно приглашали как художника и реставратора. — Фестиваль мозаики — это большое событие для художественной жизни Омска, поэтому не принять участие было бы ошибкой. В нашем регионе, к сожалению, это искусство не так распространено, современную мозаику можно увидеть не везде. Я довольно часто бываю в «Птичьей гавани», и, наверное, не я один замечал, что он пустоват. Поэтому, надеюсь, что арт-объекты, над которыми мы сейчас работаем, гармонично дополнят пространство, — отметил Николай Поздняков. Художник считает, что «Птичья гавань» — это в первую очередь парк для водоплавающих птиц, поэтому, когда зашла речь о поиске пернатого символа, его выбор пал на яркого обитателя водоёма — красноголового нырка. Это утка небольших размеров, она отлично ныряет и не очень хорошо летает. Однако, несмотря на слабость своих крыльев, проводить зиму нырок предпочитает в Японии или в тропической Азии. В числе участников фестиваля — творческая группа из Светлогорска, представляющая виртуальный музей современного искусства «Мозаичный путь» в формате уличных прогулок. Проект объединяет художников со всей России, которые год от года создают новые мозаичные панно и декор. — Большой опыт в подобных проектах придал нашей команде смелости и сил для подготовки своего предложения в фестивале «Омские птицы». Мы решили, что было бы здорово поучаствовать в таком крупном региональном проекте, найти единомышленников и талантливых авторов со всей России. Мы очень любим мозаику и искренне радуемся, что традиции советской эпохи продолжаются в новых формах и в новых интерпретациях , — отметила участница команды Наталья Новикова. Команда работает над созданием изображения чёрного коршуна. Участники предстоящего фестиваля рассказали, что эта птица была выбрана из-за того, что в литературе и изобразительном искусстве она олицетворяет таинственность и мистицизм. К слову, мозаичисты уже представляют, как будет выглядеть готовая работа, и как их чёрный коршун будет сверкать на солнце. — Чёрный коршун, страж ночи, величавый во всей своей мощи. Он носит на своих крыльях созвездия, украшает небесную синеву как ожерелье из драгоценных искр. Его перья — шёлковый мрак, окутывающий мир тайной и тишиной. Когда он взмывает в небесную вышину, крыльями небо накрывает он, плотно сомкнувши. Тень, которую он создаёт на земле, словно покрывало из тёмных снов, погружает все взоры в мистическую атмосферу, где смешиваются свет и тьма, воплощая тайну и притягательность , — поделилась Наталья Новикова. Ещё одна коллективная заявка поступила из Иркутска. Инициатором стал художник в области монументально-декоративного искусства Григорий Свердлов. Внутри его группы долго не прекращались творческие споры: художники предлагали разные варианты, компромисс появился с первыми ласточками. Создать панно с изображением этих птиц предложила сотрудница кафедры монументально-декоративной живописи и дизайна Иркутского национального исследовательского технического университета Марина Котомцева. — Локальный по пятну и колориту мозаичный сине-зелёный диск может стать тем акцентом в природной среде парка, который придаст ему образ популярного у горожан и туристов места отдыха и информативного элемента, — поделился Григорий Свердлов. На изготовление мозаичных панно у участников фестиваля осталась всего пара месяцев, кто-то признался, что уже заканчивает работу над своим произведением, у других впору спрашивать: «Где твои крылья?», поскольку дальше эскиза дело пока не продвинулось. — Сроки — это дело такое! Если не посетила муза, то и года мало. Мозаика дословно переводится с латинского как подношение музам, так что времени достаточно. Сейчас заработало производство, создаём из фибробетона основание для наших арт-объектов, — подчёркивают организаторы фестиваля. Презентация проектов состоится 26 июля. К 25 запланированным мозаикам добавится ещё одна, особая. Организаторы фестиваля решили, что дополнительный элемент будет «народным» — его создадут при участии омичей и художников-мозаичистов на мастер-классах. Фото: Аделаида Рош, Николай Поздняков, Наталья Новикова, Григорий Свердлов
Предыдущая запись