Общество

Обновление лифтов в ЦФО может сорваться из-за нехватки денег на спецсчетах

Каждый пятый лифт в России требует замены по возрасту. Провести ее в жилых домах торопились до 15 февраля 2025 года. Когда стало ясно, что миссия невыполнима, день икс перенесли на пять лет вперед. Но при нынешних темпах не успеть и к новой дате. Вдобавок на 56 тысяч лифтов отсрочка формально не распространяется. Теоретически их могут начать выводить из строя уже с 16 февраля. Ситуация по регионам сильно разнится, но большинство областей Центральной России — среди отстающих. Наступит ли лифтовый коллапс и как обеспечить безопасность на перспективу, выясняла "РГ" вместе с экспертами отрасли.

Обновление лифтов в ЦФО может сорваться из-за нехватки денег на спецсчетах
© Российская Газета

Шаг вперед, два назад

Обязательство заменить в жилфонде все лифты, отработавшие 25 лет, Россия приняла на себя в рамках Таможенного союза. Основным источником финансирования стали региональные программы капремонта. Ближе к сроку, который формально установили на 2025 год, объем расходов именно на лифты стал увеличиваться. Параллельно шли разговоры о том, что переходный период нужно продлить. Возможно, это стало лишним поводом не спешить с заменой оборудования: для людей важнее починить дырявую кровлю или сгнившую трубу, чем обновить лифт, который явно не рассыплется на части, перешагнув свой пенсионный рубеж.

— Если обобщить данные электронных аукционов на замену подъемников в рамках капремонта, то увидим: в 2022 году по стране на эти цели направили 30,2 миллиарда рублей, в 2023-м — 75,5, в 2024-м — 60,6. Количество аукционов здесь сначала выросло с 9,2 до 18,8 тысячи, затем снизилось до 13,9 тысячи, то есть на четверть, — подсчитал секретарь комиссии по лифтам общественного совета при Минстрое РФ, гендиректор ассоциации "Российское лифтовое объединение" Петр Харламов. — Динамика не радует. Да, в итоге Евразийская экономическая комиссия перенесла для России дату замены старых лифтов на 15 февраля 2030 года. Но это касается оборудования, у которого нормативный срок службы истек до 15 февраля 2025 года. По нашей оценке, речь идет о 66 тысячах лифтов. А есть еще 56 тысяч, которые устареют уже после 15 февраля!

Из решения комиссии следует, что такие "новые старые" лифты должны выводиться из эксплуатации начиная с 16 февраля, отметил президент Национального лифтового союза Виктор Тишин:

В ряде субъектов РФ есть бюджетные субсидии на замену лифтов, но получают их только фонды капремонта

— На эту тему даже есть письмо Ростехнадзора. Мы запросили разъяснения в ЕЭК… Увы, бурная законотворческая деятельность создает большие проблемы.

Если исходить из буквы закона, в стране нужно в течение пяти лет менять по 26-30 тысяч лифтов ежегодно. Расклад приблизительный, поскольку на федеральном уровне нет единой базы данных ни о количестве подъемников, ни об их состоянии. Так, в Минстрое полагают, что к 2030 году нужно заменить 140 тысяч лифтов. В Национальном лифтовом союзе оперируют цифрой в 120 тысяч (66 + 56) и считают, что в год в жилых домах меняют около 16-18 тысяч подъемников. В Ростехнадзоре приводят такое же число устаревших лифтов, как у НЛС, но имеют в виду не только жилые дома. При этом ведомство констатирует почти непрерывное падение темпов замены подъемников — от 17,8 тысячи в 2020 году до 9,3 тысячи в 2024-м.

— Полной и достоверной информации нет не только о лифтах, но и о многоквартирных домах вообще. С 2013 года систематическое обследование и техучет общего имущества в МКД не проводятся. То же можно сказать о лифтах в нежилых зданиях. По сути, можно ориентироваться только на год выпуска, — пояснила зампредседателя комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Светлана Разворотнева. — Техрегламент Таможенного союза предполагает, что менять надо лифты старше 25 лет. Мы с этой задачей вовремя не справились. Понятно, что сроки были формальные. Ростехнадзор, как и другие контрольно-надзорные органы, не имеет возможностей для сплошного аудита. Если бы туда поступила жалоба, связанная с лифтом старше 25 лет, автоматически бы последовало предписание о его остановке и замене. Теперь благодаря переносу сроков можно просто назначить освидетельствование. Как бы то ни было, у нас в год меняется 16 тысяч лифтов, а из нормативного возраста выходит 10 тысяч. И темпы обновления надо резко наращивать.

А есть ли деньги?

Стоимость замены лифтов с учетом демонтажа и монтажа неуклонно растет. На один подъемник нужно закладывать не менее трех миллионов рублей. В домах их, как правило, несколько. В столичном регионе взнос на капремонт позволяет накопить на дорогостоящие работы в разумные сроки. Там ситуация сравнительно благополучная. В провинции устанавливать экономически обоснованные тарифы боятся. Результат — даже на бумаге, в долгосрочных региональных программах капремонта план по замене оборудования сильно занижен.

— По ЦФО в жилых домах в эксплуатации находится 234 тысячи лифтов. Из них 80 процентов находится в домах, которые копят взносы в общем котле. Нужно обновить 18,7 тысячи лифтов (около восьми процентов. — Прим. ред.): за половину отвечают регоператоры, половина расположена в домах со спецчетами. В программах капремонта значится замена только 6,5 тысячи из них. Регоператоры собираются финансировать установку 5,5 тысячи лифтов — это вдвое меньше необходимого. Дома со спецсчетами — 964 лифта, в девять раз меньше… Они не успевают собрать нужную сумму. И это главная проблема на сегодня. А региональные власти не очень настроены им содействовать, — рассказал "РГ" Петр Харламов.

Действительно, в ряде субъектов РФ есть бюджетные субсидии на замену лифтов, но получают их только фонды капремонта. В Воронежской области, к примеру, в 2024-м на эти цели выделили 450 миллионов рублей, аналогичная сумма заложена на текущий год. На Смоленщине в 2024-2028 годах обещали направлять на покупку лифтов по 110 миллионов.

— Бывает, что не самые богатые регионы активно софинансируют замену лифтов. А достаточно состоятельные не уделяли проблеме должного внимания — скажем, Самарская область, где старых лифтов очень много (по данным Ростехнадзора, около 40 процентов — как и на Смоленщине. — Прим. ред.), — отметила Светлана Разворотнева. — В прошлом году регионам списали две трети межбюджетных кредитов. И минимум половину президент поручил направлять на решение проблем ЖКХ, в том числе на замену лифтов. Никто не понимает, есть ли эти деньги в регионах и сколько их, какие решения будут приниматься.

В Госдуме обсуждают и другие варианты решения проблемы. Одни эксперты предлагают создавать на местах дилерские центры, другие — заключать прямые договоры между фондами капремонта и производителями лифтов. Таким путем в 2024-м пошли на Смоленщине, подписав соглашение с Щербинским лифтостроительным заводом, и в ряде других субъектов.

— Практика показала, что это не панацея, — подчеркнула Разворотнева. — Надеюсь, к следующему бюджетному циклу мы вернемся к вопросу о федеральном софинансировании, который поднимали уже не раз.

Пока же в "Российском лифтовом объединении" предлагают владельцам спецсчетов рассрочку по оплате оборудования на три — пять лет.

Возьмут на поруки

По данным этой ассоциации, в топ-10 по объемам замены подъемников за прошлый год вошли три региона ЦФО. Это недосягаемая Москва, где закупили около четырех тысяч штук, Воронежская и Владимирская области с четырьмя сотнями лифтов у каждой. На местном уровне статистика несколько иная — в частности, воронежцы отчитались в замене 655 единиц оборудования. В первой двадцатке также Смоленщина с 208 лифтами (это больше, чем заменили за предыдущие девять лет) и Липецкая область со 180. Среди аутсайдеров — Кострома, Иваново и Тверь.

В Воронежской области прежде обновляли по 100-200 подъемников в год. В 2024-м сделали рывок, вложив 1,76 миллиарда рублей из фонда капремонта, и теперь заверяют, что основная работа по замене старых лифтов уже позади. Правда, это утверждение верно лишь для домов, которые копят взносы на счете регоператора. Там осталось обновить 316 лифтов, что и составляет план на 2025 год. На его реализацию заложено около 946 миллионов рублей.

Однако есть еще 256 домов со спецсчетами, где, согласно областной программе капремонта, в том же 2025-м надо поменять 1084 лифта. Если эти хозяева не уложатся в срок, их накопления переведут на счет регионального фонда, а работы по замене подъемников перенесут на 2026-2028 годы, объяснили в воронежском министерстве ЖКХ и энергетики.

Не стоит забывать и о лифтах, у которых условный срок годности будет истекать в период с 15 февраля текущего года по 15 февраля 2030-го. Тех самых, на которые отсрочка не дается. В фонде капремонта их по просьбе "РГ" подсчитали — вышло 227 штук в домах из общего котла и 517 в домах со спецсчетами. Это оборудование будет "планомерно меняться", средства найдутся, заверил замдиректора фонда Владимир Зигунов.

У рекордов есть и обратная сторона. Часть подрядчиков сорвали сроки поставок, монтажа и ввода лифтов в эксплуатацию. В итоге в Воронеже в некоторых домах люди оставались без подъемников на один-два месяца.

— В 2024 году поступило около 300 жалоб по замене лифтов (из одного подъезда заявления могут написать несколько человек), и обращения идут до сих пор: оборудование установлено, но не запущено. За нарушения мы привлекли руководство регионального фонда капремонта к ответственности. А главное — добились сокращения сроков работ. Ранее их завершение предусматривалось до конца бюджетного года, теперь — в течение 45 дней, — сообщил "РГ" руководитель Госжилинспекции Воронежской области Дмитрий Соломаха.

Справка "РГ"

По данным Ростехнадзора за 2024 год, в целом по стране в эксплуатации находится более 595 тысяч лифтов. Каждый пятый уже выработал нормативный срок службы. Это 121 тысяча устройств, из них более 65 тысяч установлено в жилых домах. Среди регионов ЦФО самую большую долю лифтов старше 25 лет имеет Ярославская область — 50 процентов. Похожая ситуация в Ивановской, Костромской и Смоленской областях. В среднем по округу из предельного возраста вышло 25-30 процентов лифтов. Выделяется на общем фоне Рязанщина, где таких всего шесть процентов.

Ранее в России устаревало примерно 10 тысяч лифтов в год. С 2025-го этот шаг будет вдвое больше, отмечают в "Российском лифтовом объединении". В региональные программы капремонта не включено около 30 тысяч лифтов.

Источник: news.rambler.ru

Похожие записи

На северо-западе Курска отключат отопление и горячую воду в семи домах

Премия «Золотая маска» объявила номинантов на награду за сезон-2023/24

Руслан Заголовацкий проверил ход капремонта Дрезненской школы

Детскую поликлинику построят в Сормовском районе до конца 2025 года

МЧС предупредило об опасности тонкого льда

Нижегородка пожаловалась на холод в многоквартирном доме на улице Энгельса

В Щелковском перинатальном центре 36-летняя женщина в девятый раз стала мамой

Умер Николай Сванидзе

В омском минтрансе рассказали о непопулярном авиарейсе

Рязанскому ветерану Черничкину вручили медаль в честь 80-летия Победы

Росгвардейцы из Югры отправят очередную партию посылок участникам СВО

Экс-глава «Яндекса» Волож сравнил отъезд из России с исходом из Египта

Ваш комментарий

− 4 = 1

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой ваших данных этим веб-сайтом.

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей. Ок Подробнее