Начало шестидесятых годов — это время прорыва человечества в космос. В 1961 году была запущена ракета «Восток-1», на которой впервые в истории советский космонавт Юрий Гагарин покинул пределы планеты и оказался на орбите Земли. Так начиналась ещё одна гонка между СССР и США — космическая. И немалую роль в этой космической гонке сыграли разработки балашихинской авиационной корпорации «Рубин». В начале шестидесятых годов стало ясно, что советское государство нуждается в сверхмощной ракете-носителе, которая имела бы возможность выводить на орбиту больше грузов. Так появилась ракета «Протон», разработанная в 1961-1967 годах в подразделении ОКБ-23 (ныне ГКНПЦ им. М.В. Хруничева), являвшимся частью ОКБ-52 В.Н. Челомея (ныне НПО машиностроения, Реутов). Это потребовало разработки новых технологических решений, для чего к работе привлекли и дружный коллектив завода № 279 из Балашихи — так тогда назывался «Рубин». Предприятию поручили создать принципиально новые агрегаты по ракетной и космической тематике. В результате появились насосы НП80А, НП80Е, а также такие уникальные изделия, как рулевая машина РМ9 с управлением по телеметрии, находящаяся в производстве до сих пор, гидроприводы постоянных оборотов ГП7 и их модификации, поршневой насос НП68, насосная станция НС37 и другие. «Для отработки всех этих изделий были приобретены новый вибростенд с широким диапазоном частот, ударный стенд, камера влаги и многое другое, — вспоминал заместитель генерального конструктора «Рубина» Сергей Коконин. Большая Балашиха Большая Балашиха Большая Балашиха По первоначальному проекту будущая ракета «Протон» представляла собой четыре параллельно соединённые двухступенчатые ракеты УР-200 с третьей ступенью, изготовленной на базе модифицированной второй ступени УР-200. Рулевую машину РМ9Т для ракеты-носителя «Протон» спроектировал в 1963 году коллектив бригады Л.C. Файна балашихинского завода № 279. Наряду с РМ9Т пусковой комплекс обеспечили и другие агрегаты, разработанные на предприятии из Балашихи: насосная станция НС37 и блок насосных станций П90А. Тогда же испытательная лаборатория завода, укомплектованная современным оборудованием, стала одной из передовых в авиационной отрасли. Все системы ракеты отрабатывались до мелочей. Недоработки устранялись быстро. Но и нештатных ситуаций хватало. «На ракету устанавливались шесть рулевых машин РМ9Т, и управлялись они с земли по телеметрии, — рассказал начальник КО-100, кандидат технических наук С.Н. Попов. — Прошло много успешных запусков, но однажды после очередного пуска ракета потеряла управление и упала недалеко от Байконура. Тогда это означало невыполнение боевой задачи и ЧП. Телеметрия показала, что в полёте отказала одна из наших рулевых машин. Её потом нашли в степи среди обломков ракеты и привезли на наш завод для исследований». Для обеспечения надёжности следующих запусков было необходимо срочно определить причины отказа и найти решение по их устранению. «Естественно, работу группы специалистов завода возглавил сам генеральный конструктор Иван Иванович Зверев, — вспоминал С.Н. Попов. — Напряжение у всех предельное. Несколько суток практически никто из группы не уходил с завода. Предположительную причину отказа нашли и тут же воспроизвели отказ на стенде. Ошибку давал поставляемый другим заводом регулятор типа “сопло — заслонка”, который устанавливался в первом каскаде усиления нашей рулевой машины. Задача была решена. Но из-за усталости никакого ликования не было — даже по домам разъехались не сразу. Можно было только предположить, сколько здоровья и лет жизни унесла эта проблема у Ивана Ивановича Зверева. Позже по нашей просьбе ракета “Протон” была изображена на его надмогильном памятнике…». Первый пуск УР-500 состоялся 16 июля 1965 года с искусственным спутником Земли «Протон-1», наименование которого впоследствии закрепилось за ракетой. Интересная статистика. За 55 лет состоялось свыше 400 пусков различных модификаций ракеты-носителя «Протон», с её помощью запущено свыше 450 отечественных и зарубежных аппаратов различного назначения. И именно этот комплекс стал одним из наиболее используемых в советской, а позже и в российской космонавтике. В 1966 году на балашихинском предприятии придумали серию агрегатов для ракеты А-350Ж. Это гидропривод ГП7, разработанный бригадой А.Г. Полюшкова, насос НП80А, электромагнитный распределитель КЭ28А и регулятор давления 17 РД14А. Также на заводе № 279 была создана серия источников питания для гидросистем ракет различного назначения. В наши дни авиационная корпорация «Рубин» остаётся ведущим научно-производственным объединением авиационно-космической промышленности России. Алексей Галанин
Предыдущая запись
Следующая запись