Общество

О чем современная башкирская проза: эпос на новый лад, Башкортостан 90-х и фольклорная нечисть

На Международной ярмарке интеллектуальной литературы non/fiction№26 обсудили творчество молодых башкирских писательниц

О чем современная башкирская проза: эпос на новый лад, Башкортостан 90-х и фольклорная нечисть
© Реальное время

Тренд на локальную литературу уже третий год бьет все рекорды популярности. Читателям интересно узнать не только о том, как живут люди в разных регионах России, но и погрузиться в историю и мифологию отдельных народов и этносов. В Башкортостане — богатое культурное наследие, где есть и литературная традиция, и фольклор, и история. На Международной ярмарке интеллектуальной литературы non/fiction№26 три башкирские писательницы представили свои дебютные романы.

Взросление в декорациях 90-х

Повесть Эльзы Гильдиной "Коза торопится в лес" рассказывает о пятнадцатилетней Лесе, которая пытается найти свое место в жизни. В центре повествования — судьба девочки из Башкирии, которая живет на стыке эпох. Она мечется между строгой дисциплиной бабушек, криминальными драмами окружающего мира и собственным внутренним миром. Гильдина создает реалистичную атмосферу конца 1990-х, где смешиваются надежды, страхи и типичные для региона бытовые реалии.

Название повести указывает на древнюю пословицу: "Не спеши, коза, в лес — все волки твои будут". "Я к своему удивлению узнала, что эту пословицу не все знают. А думала, что ее знают все. Коза здесь торопится в лес, то есть во взрослую жизнь, навстречу своим опасностям. Ее предупреждают не торопиться, но она все равно туда идет", — пояснила автор. Этот образ пронизывает весь сюжет: упрямая и независимая Леся вступает в новый этап жизни, пытаясь отыскать свою истину.

О чем современная башкирская проза: эпос на новый лад, Башкортостан 90-х и фольклорная нечисть1

Леся — сложный подросток с категоричным характером. Ее мир полон манипуляций, страхов и сомнений. Лесю воспитала строгая бабушка, и, как сказала Гильдина, "самые строгие родители воспитывают самых изощренных лжецов". Девочка мечется между подростковыми комплексами, ревностью и завистью. Она влюбляется, переживает боль неразделенных чувств. "Как только ребенок перестает быть ребенком и становится подростком, начинаются испытания: неразделенная любовь, ревность, зависть. Попробуй это испытание пройти", — добавила писательница.

Вместе с тем, Гильдина наполняет повествование реалистичными деталями. Башкирская культура, бытовые привычки и особенности речи становятся важной частью повествования. "Речь отличает человека. Если вы живете в Башкирии или Перми, то сразу видите особенности местной речи. Или ритуалы — у нас умерших мусульман хоронят по обычаям: оборачивают в белый кафан, хоронят в тот же день. Все это делает регион уникальным, но вместе с тем понятным для всех", — сказала Гильдина. Эта локальность, по словам автора, помогает сохранить аутентичность и в то же время оставаться доступной для любого читателя.

Интересно, что Гильдина обращается не только к башкирским традициям, но и к мифологии советской эпохи. "Лесе вдруг кажется, что одна из гипсовых статуй оживает. Это те самые статуи, которые многие видели в пионерских лагерях: девушка с веслом, мальчик с горном", — рассказала автор. Леся ищет утешения в литературе, которая становится ее своеобразной "религией". "У моей героини есть своя религия — литература. Она очень любит Бальзака", — делится Гильдина.

О чем современная башкирская проза: эпос на новый лад, Башкортостан 90-х и фольклорная нечисть2

"Коза торопится в лес" — это одновременно и локальная, и универсальная история. Эльза Гильдина подчеркнула: "Если писать о себе, люди все равно поймут, потому что все похожи. Даже если ты описываешь свои переживания в Башкирии, тебя поймут и в Москве, и в Екатеринбурге. Важно быть честным перед самим собой". Писательница не стремится продемонстрировать "башкирский колорит" ради моды, а просто рассказывает свою историю. Но именно в этой правдивости рождается то, что многие называют уникальностью книги. "Люди отмечают: ведь повесть-то колоритная. Эти бабушки, их словечки, их речь — все это отличает место, о котором идет речь", — добавила Эльза.

Башкирский эпос и реалии деревни

Роман "Тамук" Гюльназ Лежневой — это попытка вдохнуть жизнь в древний башкирский эпос, соединяя его с реалиями современной деревни. Лежнева не боится экспериментов, говоря: "Я оживила эпос. Мы здесь с вами разговариваем, а где-то за стенами продолжается эта борьба добра со злом".

По сюжету семилетняя Наиля каждый вечер садится перед телевизором, который давно не работает. В его ряби появляются Урал и Шульген — два противоборствующих брата из эпоса "Урал-батыр". Этот фантастический мир становится для девочки реальностью. "Мифологические элементы у меня практически все из "Урал-батыра", — поделилась Лежнева. Эта связь с эпосом неслучайна. В основе сюжета древнего сказания — борьба Урал-батыра с хтоническими чудовищами и злыми силами. Лежнева вплетает эти образы в повседневность, создавая ощущение, что герои из легенд всегда где-то рядом.

О чем современная башкирская проза: эпос на новый лад, Башкортостан 90-х и фольклорная нечисть3

Лежнева выступает против мнения, что эпос умирает, как только его записывают. Напротив, она утверждает, что именно через литературу можно сохранить его актуальность: "Эпос ожил. Он больше не застывший текст, а что-то, что живет и меняется вместе с народом". В "Тамуке" видно, как древние мотивы становятся универсальными. Это история о борьбе добра со злом, которая не зависит от времени. "У Наили ее испытания идут параллельно с теми, с которыми сталкивался ее отец", — объяснила Лежнева.

Но Лежнева не ограничивается только описанием жизни, быта и ритуалов деревни. Она поднимает вопросы религии и идентичности. "Башкирия — это такой этнический котел, и чего там только нет. Мечети, церкви, юрты — все рядом". И это не просто декорации, а фон, который влияет на мировоззрение героев.

"Все, что я пишу, я пишу для всех", — сказала Гюльназ. Лежнева намеренно избегает узкой локальности, стремясь сделать свои тексты доступными каждому. Это подход, который перекликается с мировой литературой. Она привела пример Астрид Линдгрен: "Мы читаем ее, и все прекрасно понимаем. Мне хотелось так же".

Когда прошлое шепчет, а нечисть поджидает за углом

Сашка потерял отца и оказался один в чужом краю. Его новая жизнь в башкирском ауле стала испытанием и открытием: незнакомые обычаи, сказки, песни и лес-урман, полный тайн. Что кроется за околицей? Какие страхи подстерегают героя, и кто же настоящие чудовища? Книга Асии Арслановой "Аул" превращает локальную историю в захватывающее фэнтези, в котором реальность и мифы неразделимы.

О чем современная башкирская проза: эпос на новый лад, Башкортостан 90-х и фольклорная нечисть4

"Когда я писала "Аул", мне хотелось создать то, что поймут и примут как в Башкирии, так и за ее пределами", — сказала писательница. Асия Арсланова акцентирует внимание на восприятии текста читателями: "Люди, которые знают башкирский или татарский язык, читали легче. Но для остальных это тоже не стало барьером — смысловые оттенки понятны всем". Этот баланс между локальным и универсальным привел к успеху. Книга родилась из идеи этнохоррор — сюжета, который черпает вдохновение из мифов и эпосов. Но "Аул" — не только фэнтези, это многослойный текст. "У нас сильная традиция эпосов. Часть их пересекается с тюркскими, часть — уникальна", — отметила Асия. Однако она сознательно строила историю на литературной базе. "Я вдохновлялась романом Зайнаб Биишевой "Униженные", — добавила Арсланова.

Герои "Аула" — словно мост между архетипами и культурной спецификой. Алтынай, красавица, сталкивается с испытанием, знакомым по фольклору: невесту увозят к жениху-чудовищу. "Ее мечта оборачивается темной стороной", — объяснила Арсланова. Охотница Шаура боится собственной силы и становится жертвой нападения, когда беззащитна. Каждый персонаж проходит путь, в котором скрыты личные страхи и внутренние противоречия. Писательница не обошла и тему образования. В центре — семья муллы. "До определенного момента единственный путь к знаниям был через религию", — рассказала Арсланова. Однако она добавила неожиданную деталь: "Отец одной из героинь, будучи муллой, на самом деле не верит в Бога. Это компромисс: хочешь быть учителем — становись муллой. Современной интеллигенции тоже приходится искать баланс между идеалами и реальностью".

О чем современная башкирская проза: эпос на новый лад, Башкортостан 90-х и фольклорная нечисть5

Лес-урман в "Ауле" — не просто место действия. Это персонаж. "Шурале, духи, артаки — весь этот мир строился на основе башкирского фольклора", — сказала автор. Ее цель — показать богатство региона через увлекательный сюжет. "Мы знаем много о своей культуре, но важно упаковать это так, чтобы заинтересовать других", — подчеркнула Арсланова. Башкирский эпос остается источником идей. "Если вы соскучились по хорошему фэнтези, почитайте "Урал-Батыр". Там девчонки превращаются в лебедей, парни ездят на львах", — посоветовала писательница. "Мы еще не исчерпали глубины. Эти сюжеты ждут новых интерпретаций".

Башкирская литература всегда была тесно связана с женскими голосами. "У нас были писательницы с начала XX века — Зайнаб Биишева, Хадия Давлетшина", — напомнила Асия Арсланова. Это наследие вдохновляет современных авторов, но они стремятся к новаторству. "Мы должны пересобирать традиции, миксовать, чтобы показывать богатство регионов по-новому".

Екатерина Петрова — литературный обозреватель интернет-газеты "Реальное время", автор телеграм-канала "Булочки с маком" и основательница первого книжного онлайн-клуба по подписке "Макулатура".

Источник: news.rambler.ru

Похожие записи

В Воронежской области вновь объявили авиационную опасность

Рекордное число заявок поступило на Литературный семинар молодых авторов имени писателя Василия Белова

Сколько стоит мясо гуся и утки на рынках Омска

В КБР полномочия по управлению школами перейдут от муниципалитетов на региональный уровень

Команда паблик-арт-программы «ЧО» ищет «Уральской азбуке» новый дом

В Волгограде врачи за год провели свыше 18 тысяч высокотехнологичных операций

Чита не может получить паспорт готовности к зиме

Остановки ценой в полмиллиона установят в Кировском районе Новосибирска

Глава РСТЦ: наличие клопов в одежде маловероятно из-за обработки перед продажей

В Волгоградской области в 2024 году запустят 21 новую котельную

Новосибирский театр впервые представит оперу с декорациями, сделанными с помощью ИИ

Школы Уфы переведут на дистанционный формат в дни спортивного форума

Ваш комментарий

16 + = 18

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой ваших данных этим веб-сайтом.

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей. Ок Подробнее