Главная ставка идет на личное развитие и приобретение навыков и умений для земной жизни. Собственно, этому и посвящена вся жизнь. А потом… человек умирает. И что будет дальше? Этот вопрос – главный в жизни. Мы всё должны оценивать с точки зрения вечности, а не временной жизни. Но тут возникает вопрос: а разве для доброго ответа в вечности не хватит того, что человек жил честно, на свои доходы, чтобы при возможности другим помогать, жертвовать свои средства на добрые дела и так далее? Почему обязательно надо верить в Бога и Ему молиться?
Если для обретения человеком вечной жизни Бог не нужен, то тогда возникает вопрос: а зачем Второй Ипостаси святой Троицы – Сыну Божию нужно было приходить на землю? Если можно жить без единения с Творцом? Ведь человек не за добрые дела получит сверху какую-то награду. Спасение и вечную жизнь человек обретает через сознательное движение ко Христу. Добрые дела, как и молитва, это только средства достижения единства с Богом.
Процесс спасения человека должен быть двусторонним. Бог воплощается ради нас, становится Человеком, совершает дело нашего спасения. Если говорить о Крестной смерти – это высшее, что Бог мог сделать для человека. Мы, со своей стороны тоже должны двигаться к Богу, а не просто к какому-то абстрактному «доброму образу жизни». Только в таком случае творение Божие достигнет предназначенной цели – соединения с Богом.
С точки зрения вероучения надо понимать, что Господь, для Своего бытия, в нас не нуждается, но по Своей любви Он хочет привлечь всех нас к Себе. Это – не необходимость, не потребность для Бога, а проявление Его любви по отношению к нам. Бог для нас делает всё, что полезно для нашего спасения. А мы Ему не отвечаем взаимной любовью. Порой и претензии предъявляем: «куда только Бог смотрит». Мы о Нем вспоминаем, когда нам трудно.
Вспомним знаменательный эпизод из жизни одного калужского епископа, Стефана (Никитина). (Он управлял Калужской епархией в самый разгар хрущевских гонений с 19 июля 1962 года по 28 апреля 1963, скончался в Калуге в Свято-Георгиевском соборе на проповеди после Литургии). Будучи молодым человеком, в то время ещё Сергей Никитин поехал из Москвы к Оптинскому старцу Нектарию за советом. К тому времени Сергей блестяще закончил Медицинский институт по кафедре психиатрии и раздумывал, стать ли ему практикующим врачом или академическим учёным.
И вот один друг посоветовал ему отправиться к отцу Нектарию за советом. Время было тяжелое, послереволюционное, добраться до села Холмищи, куда старца Нектария отправили в ссылку, было сложно.
Но вот, наконец, Сергей приехал, нашел нужный дом, постучался. И вдруг он увидел, что вместо «величественного старца» дверь открыл ему какой-то немощный старик: его глаза слезились, руки тряслись. Бедный Сергей внутренне страшно смутился, подумал, что зря он проделал такой тяжелый путь: что может ему сказать этот больной человек, ведь у него же уже, по всем признакам, начинающаяся деменция, болезнь Альцгеймера. То есть Сергей, как начинающий психиатр, поставил ему диагноз.
Старец Нектарий, как ни в чем не бывало, пригласил его в дом, стал угощать какой-то нехитрой едой, и почему-то вдруг завел рассказ о людях, которые жили на земле перед Всемирным потопом. Он говорил, что те люди не были монстрами, они были умны, развиты, знали много языков, но в их душах совсем не осталось места для Бога. Бог им был просто не нужен в их жизни. Господь повелел праведному Ною строить ковчег для спасения от вод потопа и проповедовать им слово Божие и покаяние. Что Ной и делал. Старец продолжал рассказ: люди в ответ насмехались над праведником, приходили к месту, где тот строил ковчег и состязались в остроумии: «Посмотрите, что делает этот глупец – посреди пустыни строит корабль!» Другие подхватывали: «Да у него деменция, болезнь Альцгеймера!»
И тут Сергей услышал то, о чем он только недавно помыслил в глубине души. Он был ошеломлен этим и понял, что перед ним – прозорливый Божий человек, который видит даже то, что невысказанно его собеседником. Что в этом немощном старческом теле заключена сила Божия, потому что Бог дает такую силу и благодать Святого Духа Своим святым. Сергей был так потрясен этим разговором, что даже забыл задать старцу вопрос, ради которого проделал длительный нелегкий путь.
А на утро, когда Сергей стал уже прощаться с отцом Нектарием, тот подошел к нему, благословил и сказал: «Практикующий врач». Святой Нектарий Оптинский ответил Сергею на незаданный вопрос. Надо ли говорить, что с того особенного дня жизнь этого интеллигентного, умного, начитанного человека – Сергея Никитина круто изменилась. Он стал серьезно изучать основы православной веры, позже тайно принял монашество с именем Стефан, а потом был посвящен в сан епископа. А тот совет старца Нектария – стать практикующим врачом – спас Сергею Никитину жизнь, когда он был арестован и отправлен в концлагерь.
Старец Нектарий провел много лет своей жизни в затворе, многое выучил, но светские знания были нужны ему как инструменты – для выполнения более важных духовных задач. Они помогали ему говорить с самыми разными людьми, располагать их к православной вере. Так, однажды, в Оптину приехал английский офицер, англиканин, который свысока смотрел на простых оптинских монахов, этих «недохристиан». Каково же было его изумление, когда один из них, а это был отец Нектарий, подошел к нему и заговорил на чистейшем английском, да еще и говорил о том, что втайне лежало на сердце иностранца. Пренебрежение к Православию навсегда исчезло из сердца этого человека.
В том, чтобы так пролить милость Божию на другого, оказать ему помощь силой Духа Святого, никакие науки не помогут. Тут нужна другая наука – духовная. Старец Нектарий открывал помышления сердец других людей не благодаря тому, что знал много языков и прочих наук, а благодаря своей духовной жизни, своему подвигу. И в результате своего подвига он стяжал силу Духа Святого. Господь ему эту силу дал, и благодаря ей он мог помочь и другому страждущему.
И чем бы человек не занимался в жизни, духовная наука для любого из нас – первостепенна. Потому что овладение земными профессиями, искусствами, науками – это одно, а овладение духовной наукой – это другое, намного более важное знание. Познавать надо и то, и другое, но в какой-то серьезной духовной ситуации, особенно в момент смерти и перехода в вечность, земные науки не помогут.
И речь идет именно о практическом овладении духовной наукой, чтобы не получилось как у священника и левита из притчи о Милосердном Самарянине, которые хорошо знали Закон, но не исполнили его на практике, когда Бог призвал их к этому, поставив в определенную ситуацию выбора. И правильный выбор, соответствующий Закону, они не совершили. Для правильной духовной жизни нам необходимо практическое исполнение Евангельских заповедей. Это основа, без которой любое земное делание бесплодно.