Его слушают и поют до сих пор. Болельщики воронежского "Факела", отчаянно борющегося за выживание в премьер-лиге, выводят многотысячным хором на стадионе знаменитый "Туман". Оркестранты во фраках исполняют симфонические версии его мелодий. Про него снимают художественную полнометражку. Одни считают его выдающейся фигурой в музыкальном мире, другие — символом бескультурья и безвкусицы. Но, как ни крути, создатель и лидер группы "Сектор газа" Юрий Хой (Клинских), покинувший этот мир в июле 2000-го, и четверть века спустя остается в обойме. На слуху. И претендует на статус легенды. Нужен ли легенде памятник? Вопрос интересный.
Чем он взял?
Когда паренек из рабочего района Юра Клинских стал захаживать в воронежский рок-клуб, а потом взял в руки гитару, никто и подумать не мог, что спустя год-другой его альбомы разлетятся по всей стране, а созданная им группа "Сектор газа" начнет колесить по городам и весям и засветится на центральных телеканалах. Тогда, в перестроечное время, таких пареньков при рок-клубах было как у дурака махорки: всякий неформал с гитарой мнил себя восходящей звездой. Звезды не взошли. Однако у Клинских, взявшего вскоре псевдоним-клич Хой, получилось прорваться, что называется, к широкой публике. Чем он ее завоевал?
Наверное, тем, что всячески создавал образ этакого своего парня, не чурающегося крепкого словца. Тем, что заявил себя в жанре "колхозного панка" — этакой смеси французского с нижегородским (или воронежским?): немного фольклора, немного поп-рока, знакомые до боли аккорды, а уж слова — проще некуда. Народу нравится, как говорил персонаж известного фильма. До сих пор.
Девяностые осыпались, как старые магнитные ленты, воспоминания о том времени размылись. А образ своего в доску рубахи-парня остался. Как и песни, среди которых не только частушки подзаборные, но и вполне пристойные лирические номера. Их до сих пор поют: "Но мы пройдем с тобою путь через туман"… Прошел Юра, прорвался, до сих пор пополняется армия его слушателей. А новые и старые поклонники всерьез озадачились увековечиванием памяти музыканта.
Дали зеленую улицу
О памятнике Юрию Клинских в Воронеже заговорили еще три года назад. Тогда инициатор появления монумента Илья Наумов пытался добиться встречи с городскими чиновниками — уже с готовыми эскизами, макетами и 3D-моделями, но тщетно. А этой осенью все сложилось: общественник обратился в мэрию с официальным предложением увековечить память музыканта, после чего глава города Сергей Петрин сообщил, что инициативу рассмотрит в установленном порядке комиссия по культурному наследию. Она и вынесет свой вердикт (точнее, рекомендацию): ставить памятник или нет и если ставить — то где. По одному из вариантов площадку для него планируется отвести не в центре города, а в промышленном районе левобережья, неподалеку от того места, где располагался рок-клуб.
При этом мэр не мог не предвидеть: эта инициатива в чем-то взрывоопасная. И напомнил, что репертуар группы "Сектор газа" "состоит не только из ранних хитов с провокационным содержанием". "Вижу и обращения о том, что не нужно увековечивать память о воронежской рок-группе в связи с тем, что в творчестве содержится нецензурная лексика и другие неприемлемые вещи, — написал он в соцсетях. — Поэтому предлагаю горожанам высказать свою точку зрения насчет возможности создания объекта, посвященного Юрию Клинских. Учтем мнения по этому вопросу не только общественных деятелей в области культуры, архитектуры, истории, изобразительного искусства, которые входят в комиссию по культурному наследию, но и всех неравнодушных, желающих высказаться воронежцев".
Неравнодушные воронежцы высказаться пожелали. Пожалуй, ни одно сообщение нового мэра (на этой должности он с начала сентября) не набирало столько откликов в соцсетях. Мнения, как и следовало ожидать, разделились.
Кто кого?
Судя по анонимному опросу, инициированному мэрией, желающих, чтобы памятник был, значительно больше, чем их противников. "Вот видите, народ за Юру!" — констатируют сторонники неуправляемой демократии. "Это не народ, а так, масса невежественная…" — отвечают им оппоненты. У каждого — свои доводы и резоны.
Масса массой, но за установку высказываются самые разные воронежцы, отнюдь не только ярые поклонники "колхозного панка". Один из аргументов — появление нового "объекта осмотра" увеличит туристическую привлекательность Воронежа. В ходе дискуссии известный в городе экскурсовод и знаток местной старины Ольга Рудева вспоминает: "Несколько лет назад проводила экскурсию для хора Храма Христа Спасителя. Автобусную, то есть в маршруте Успенка (храм, построенный при Петре Великом. — Прим. ред.), Акатов монастырь, проспект с площадью Победы, памятниками. В конце узнала, что несколько человек выбрали не экскурсию по городу, в котором они не были, а посещение могилы Юрия Хоя".
Воевода — основатель воронежской крепости Сабуров, лауреаты Нобелевской премии Черенков и Басов, художник Ге, дрессировщик Дуров… Эксперт туристической отрасли Николай Корзон напоминает о тех знаменитых земляках, кого не удостоили монументом на малой родине. И получает в ответ: ну так, значит, спроса нет на этих деятелей! А тут есть инициатива, проект, деньги, наконец. Или в первую очередь деньги — заказывает тот, кто платит, не так ли? Никто не будет спорить, что исполнитель популярных хитов куда более известен, чем какой-то воевода, живший четыре с лишним века назад. Ну а вопрос, насколько ценен матери-истории тот или иной персонаж, решит комиссия. В установленном порядке.
Между тем
Памятники "неакадемическим" исполнителям в нашей стране появляются не так часто — за исключением скульптурных изображений Владимира Высоцкого, которому поставлено около 50 монументов в России и странах СНГ. Второй по популярности в этом списке — лидер группы "Кино" Виктор Цой: памятники в Санкт-Петербурге, Барнауле, Элисте, Караганде и в некоторых других городах. В Иванове поставлен монумент исполнителю "городского шансона" Аркадию Северному, в Твери — Михаилу Кругу. А в Воронеже более 10 лет назад открыли скульптурную композицию, посвященную покойному лидеру группы "Король и Шут" Михаилу Горшеневу, известному в среде поклонников под прозвищем Горшок. С тех пор скульптура подвергалась нашествию вандалов, реставрировалась и не раз меняла дислокацию.