Самым глобальным проектом, который сейчас реализуется в Нижнем Новгороде, является продление подземки. Сразу две станции метро – «Сенная» и «Площадь Свободы» – призваны помочь жителям города добираться в нужную точку из заречной части в центр и наоборот за считаные минуты. Окончание работ было запланировано на конец 2025 года. Но уже сейчас стало понятно, что выдержать такой график не удастся, и сроки сместились на 2026 год. Мы попытались выяснить, с чем это связано. Как сквозь землю Продление линии нижегородского метрополитена началось два года назад – зимой 2022 года. Перед подрядчиками поставили амбициозную задачу – обеспечить ввод сразу двух станций на площадях Свободы и Сенной к концу 2025 года. Но по прошествии двух лет стало понятно, что работа оказалась более трудоёмкой, чем это планировалось. И среди нижегородцев поползли слухи, что метро в срок сдано не будет. На недавнем заседании регионального Заксобрания глава регионального минтранса Павел Саватеев допустил сдвиг сроков по открытию новых станций. По его словам, сложности в работе возникли из-за большого количества неучтённых подземных коммуникаций и задержек с экспертизой на разных этапах строительства. «Есть нюансы, которые могут повлиять на продление сроков, – признал министр. – Мы вынуждены корректировать технологию». Областные депутаты на заседании остались очень недовольны докладом министра и отсутствием конкретных сроков, заподозрив, что станции могут быть не сданы и в 2026 году. Однако Саватеев настаивал, что говорить о точной дате преждевременно, и такие чёткие ориентиры только будут вызывать раздражение. Министр напомнил ситуацию с объездной дорогой на площади Свободы, которую обещали открыть с прошлой осени, а в итоге ожидание затянулось на год. «Как только мы пройдём все этапы, всё станет понятно, – заключил министр. – Но, скорее всего, это будет 2026 год». До конечной станции Щит для строительства метро в нагорной части Нижнего Новгорода запустили от площади Сенной прошлой зимой. К середине осени 2024 года он прошёл около 600 метров подземного пути, остановившись в районе бывшего ТЦ «Шоколад». Паузу делали для подготовки приёмного котлована. В конце ноября щит продолжил движение в направлении площади Свободы. Длина пути между ней и станцией «Сенная» составит 1,5 километра, а общая протяжённость пути до станции «Площадь Горького» – более 3 километров. Всего в прокладке тоннеля планировалось задействовать три щита. Но по двум из них договор так и не был согласован из-за ряда сложностей. Пришлось срочно искать замену и объявлять закупку на аренду щита, который подошёл бы по параметрам. Другой проблемой стала необходимость дополнительных изысканий по укреплению грунта. А затем подрядчик столкнулся со сложностями при поиске надёжного партнёра по прокладке тоннеля от котлована на улице Горького до площади Свободы. Исполнитель должен иметь собственные тоннелепроходческие комплексы и рабочую силу, а таких специализированных компаний на рынке мало. Всё это задержало реализацию проекта. «Что касается срока окончания всех работ на всех новых станциях, то здесь я солидарен с мнением министра транспорта Нижегородской области Павла Саватеева, – заявил гендиректор ГУММиД Андрей Левдиков. – Есть объективные факты, которые диктуют нам неоспоримость переноса сроков на 2026 год. Какой это будет месяц – станет понятно только после получения положительного заключения ГлавГосЭкспертизы по оставшимся четырём этапам проекта». По словам главы Нижегородской области Глеба Никитина, строить метро в нагорной части города оказалось тяжелее, чем станцию «Стрелка». Губернатор подчеркнул, что есть вещи, которые невозможно предусмотреть, из-за этого приходится вносить изменения в проектную документацию. Тем не менее, за сроками следят в том числе и в правительстве РФ, поэтому большие задержки недопустимы. «Сейчас мы ориентируемся, что это должен быть конец 2026 года», – заявил губернатор. Пока остаются неясны сроки ввода и новой станции в Сормовском районе, которую тоже очень ждут тысячи нижегородцев. Ранее планировалось, что она будет открыта до 2026 года. Но вероятнее всего, и в этом случае график будет несколько сдвинут. Пока ведётся работа по выкупу земельных участков, попадающих в зону застройки: там расположено несколько гаражных кооперативов.