Происшествия

Новосибирские эксперты высказались о проблемах АО «САХ» после ареста главы компании

Задержание второго по счету главы регионального оператора по вывозу мусора — АО «Спецавтохозяйство» на этой неделе стало одной из главных новостей в новосибирском медиа-пространстве. Эксперты в сфере ЖКХ: депутаты, а также представители предприятий отрасли рассказали «Прецеденту» о том, как очередная уголовная история может отразиться на деятельности регоператора и в целом на ситуации с вывозом отходов в Новосибирске.

Напомним, что действующего гендиректора АО «САХ» Александра Южакова обвинили во взяточничестве, а его предшественник на посту главы «Спецавтохозяйства» — Андрей Зыков в прошлом году попал под следствие по делу о хищении бюджетных средств.

По мнению депутата Горсовета Новосибирска Александра Бурмистрова, эта нехорошая тенденция вполне объяснима, поскольку коррупционные риски заложены уже в самой системе функционирования регионального оператора по вывозу ТКО.

— Региональный оператор с точки зрения того, как устроено законодательство, он является изначально убыточным (предприятием), потому что доходность, предусмотренная законодательством, ничтожна. Она не покрывает недополучаемые от потребителей средства. Скажем, 10% потребители недоплачивают и это нельзя ничем компенсировать. Единственный способ для любого регоператора выживать — это воровать деньги на перевозке (мусора). Такова сама модель «мусорной реформы», — констатировал Александр Бурмистров.

Депутат отметил, что в текущих условиях у главы компании, которая имеет статус регионального оператора, не так много способов спасти свое предприятие от банкротства: повышение тарифа, получение субсидий от властей и «выкачивание» любыми способами денег с подрядчиков, зачастую противоправным путем. То есть должность руководителя регоператора по факту «расстрельная» изначально, ведь бюджетные финансовые вливания зачастую требуют долгих согласований, а тарифный вопрос напрямую увязан с политической ситуацией в регионе. Скажем, в год проведения выборов в власти вряд ли одобрят повышение цены за вывоз мусора для населения. В результате топ-менеджерам приходится «крутиться», что нередко приводит их на скамью подсудимых.

Сейчас перед региональным оператором стоит нетривиальная задача — найти опытного, профессионального управленца, который согласится возглавить предприятие в столь непростой ситуации. Решить этот кадровый вопрос наверняка будет очень сложно с учетом печальной судьбы, постигшей предыдущих руководителей.

Положение с недополучением прибыли из-за сниженного тарифа для АО «САХ» усугубляется тем, что в таком мегаполисе как Новосибирск много, так называемого, неучтенного населения. Главный редактор портала «Центр деловой жизни» Андрей Кузнецов полагает, что это создает дополнительную нагрузку на и без того убыточное предприятие.

— Дело в том, что в Новосибирске, по некоторым оценкам, проживает около 300 тысяч человек, перебравшихся в областной центр из малых населённых пунктов области. Есть мнение, что этот своеобразный «демографический навес» не учитывается при формировании тарифа. Соответственно, в кармане предприятия образуется дыра. Необходимость латать объективные дыры была основным аргументом бывшего регоператора «Экологии-Новосибирск» при объяснениях за долги перед перевозчиками. У нового регоператора таких же зловещих сложностей с долгами пока нет. Но схожих с «ЭН» проблемных черт становится всё больше, — пишет Андрей Кузнецов.

Параллель с печально известной «Экологией-Новосибирск» главред «ЦДЖ» провел не случайно, ведь «Спецавтохозяйство» стало преемником компании-банкрота и по-прежнему является ее крупным кредитором. Крах предыдущего оператора по обращению с ТКО поставил регион на грань мусорного коллапса. Властям удалось предотвратить это бедствие именно за счет передачи статуса регоператора «САХ».

Но прямые параллели между бывшим и действующим регоперторами проводить пока преждевременно. По мнению руководителя ООО «Эко-Лайн» Андрея Харланова, проект — «Экология-Новосибирск» изначально был направлен на обогащение бенефициаров данной компании, а не на добросовестное исполнение обязанностей регионального оператора. При этом АО «САХ» досталось очень тяжелое наследство в виде подорванного рынка мусорных перевозок в Новосибирске.

— В работе регоператора должны быть реальные цифры, адекватные сборы и нормальное взаимодействие с субподрядчиками. Но учитывая опыт Новосибирской области взаимодействия с предыдущим регоператором (ООО «Экология-Новосибирск»), который занимался тем, что уничтожал субподрядные организации, ради привлечения своей дочерней структуры и перевода всего (рынка) в одни руки, то на сегодняшний день многие подрядчики «почили в бозе». Моя организация также находится в стадии наблюдения (банкротства). То есть сейчас уже практически не осталось компаний, которые могли бы поставить свои площадки, свои машины и регоператор мог бы их привлечь, как это было в 2019 году у «Экологии-Новосибирск», — отметил Андрей Харланов.

Очередной скандал в мусорной отрасли Новосибирской области и его широкая огласка в СМИ не самым лучшим образом может отразится и на привлечении инвесторов. При этом АО «САХ» помимо выполнения повседневной работы по организации вывоза отходов, должен еще исполнять обязательства по концессионному соглашению на строительство мусороперерабатывающих комплексов в Верх-Туле и Раздольном. Стоимость этих проектов постоянно растет и по некоторым расчетам уже достигла показателя — 7 миллиардов за один объект.

— Очевидно, что очередной скандал еще больше оттолкнет потенциальных инвесторов. Куда им деньги вкладывать? Убытки предприятия генерируются каждый месяц. Депутаты Заксобрания спрашивали у представителей «САХ»: как вы собираетесь строить полигоны, если ежемесячно в минус уходите? И этот вопрос остался без ответа, — высказал свое мнение Александр Бурмистров.

С другой стороны, эксперты считают, что жителей региона нынешние потрясения АО «Спецавтохозяйство» вряд ли затронут и мусор в Новосибирске продолжат вывозить по графику. Александр Бурмистров полагает, что власти в любом случае поддержат предприятие бюджетными субсидиями.

Другой депутат новосибирского Горсовета — Кирилл Покровский в свою очередь отметил, что нынешний региональный оператор вполне дееспособен и в обозримом будущем финансовый крах ему не грозит.

— Компания развивается, она пришла на смену «Экологии-Новосибирск» и вынуждена за ней подчищать. Компания продолжает свое существование, есть инвестиционная программа, согласованная с мэрией. Регоператор дееспособен, «на плаву» и я не вижу каких-то тревожных сигналов. Для обычного потребителя услуг вообще ничего не изменится, мусор же не лично директор вывозил. (Регоператор) будет исполнять обязанности, — резюмировал парламентарий.

Вместе с тем, стабильность работы АО «Спецавтохозяйство» во многом обусловлена финансовой поддержкой со стороны властей. В прошлом году предприятие получило субсидии из городского и областного бюджетов на общую сумму более 900 миллионов рублей. Эти средства пошли на возмещение затрат по закупке спецтехники и расходов, понесенных в процессе сбора, транспортировки и захоронения ТБО. Стоит отметить, что многомиллионный транш поступил еще до приватизации регоператора, в ходе которой он был преобразован из МУП в акционерное общество. С учетом текущих реалий, вопрос дальнейшего субсидирования для предприятия актуален как никогда. Без бюджетных вливаний АО «САХ», вероятно, просто не выживет.

Иван ЛУДНОВ

Источник: news.rambler.ru

Похожие записи

Мужчина разбавил святую воду виски и попал под суд

Вылеты трех авиарейсов из Петропавловска-Камчатского задержали из-за циклона

Мирная жительница Донецка пострадала при очередном обстреле со стороны ВСУ

Более 200 госнаград пытались незаконно переслать почтой из Краснодара в Израиль

Разрыв легких: челябинцы нашли мертвого школьника у дверей компьютерного клуба

В части Ленинского района до ночи отключили воду

Целая семья отравилась в одном из сел Красноярского края

На Ставрополье с помощью ДНК-экспертизы раскрыта кража, совершенная более четырех лет назад

В Алапаевске полиция проверяет пенсионера после избиения кота тростью

Во Владивостоке ищут стрелка, открывшего огонь по машинам 8 марта

В Благовещенске из-за порыва на сетях без холодной воды остались жилые дома и детский сад

Россиянин заживо сгорел на работе в день рождения

Ваш комментарий

5 + 4 =

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой ваших данных этим веб-сайтом.

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей. Ок Подробнее