© Соцсети

Украина презентовала новую разработку в области беспилотных морских систем — подводные дроны Toloka. Эти аппараты представляют собой нечто среднее между торпедами и компактными подлодками. О возможном влиянии данной техники на ход боевых действий и рисках, которые она может представлять для стратегических объектов, таких как Крымский мост, высказался военный эксперт Михаил Ходарёнок.
Линейка подводных дронов Toloka включает три модификации: TLK-150, TLK-400 и TLK-1000. Самая компактная из них имеет диаметр порядка 40 сантиметров, длину около 2,5 метра и оснащена мачтой высотой около метра. Крупнейшая версия, TLK-1000, достигает в длину десяти метров, а ее боевая нагрузка превышает одну тонну. Дальность автономного хода заявлена в пределах 2000 километров, что делает дрон скорее аналогом мини-субмарины-камикадзе, чем обычной торпеды. Предполагаемая максимальная скорость Toloka составляет 30 узлов (примерно 55 км/ч), что соответствует характеристикам современных торпедных боеприпасов.
На мачте беспилотного аппарата размещены антенна, предположительно обеспечивающая связь через спутниковую систему Starlink, и видеокамера. Однако отсутствие гидроакустического оборудования на корпусе вызывает вопросы относительно механизма наведения на цель. Дрон чаще всего изображается с приподнятой мачтой и системой горизонтальных рулей, что может указывать на необходимость поддержания заданной глубины и предотвращения полного погружения антенны. Не исключено, что руль глубины также позволяет дрону временно уходить на большую глубину с последующей потерей связи.
Конструктивные особенности подводного дрона Toloka вызывают ряд вопросов, в частности, насколько достаточной окажется высота мачты для поддержания стабильной связи. Разработка подобной техники — чрезвычайно сложный технологический процесс, особенно для страны, не обладающей серьезным опытом в данной сфере. Остается неясным, смогут ли украинские инженеры довести проект до реальной боевой эффективности.
Изначально украинские СМИ и пропагандисты пытались преподнести Toloka как "революционное оружие", способное атаковать опоры Крымского моста. Однако при детальном рассмотрении становится очевидно, что любые дроны, напоминающие торпеды, практически неэффективны против столь масштабного инженерного сооружения. В Киеве поспешили с восторженными заявлениями, не учитывая объективные ограничения подводных аппаратов.
Защитить стратегические объекты от торпедных атак достаточно просто — для этого используются минные и боносетевые заграждения. Кроме того, опоры можно укрепить дополнительными защитными конструкциями, которые при возможном взрыве примут удар на себя, исключая критические повреждения моста. О подобных мерах обороны рассказал изданию "Газета.Ru" военный эксперт, полковник Михаил Ходарёнок, ранее занимавший посты в системе противовоздушной обороны СССР и Генеральном штабе Вооруженных сил России.
Хотя Крымский мост и акватория Севастополя остаются под надежной защитой, возникает другой вопрос: представляет ли украинский подводный дрон угрозу для кораблей, находящихся в открытом море?
Ходарёнок поясняет, что для нейтрализации такого аппарата могут применяться противолодочные бомбометы, однако высокая скорость движения дрона значительно снижает вероятность успешного поражения цели. В традиционной морской войне основным способом борьбы с торпедами было уничтожение подлодки еще до момента пуска боеприпаса, но в случае с дронами такая тактика становится практически неосуществимой.
С учетом новых вызовов военный аналитик предполагает, что в обозримом будущем на Черном и Балтийском морях основным классом боевых кораблей могут стать ракетные катера. В отличие от крупных надводных судов, таких как эсминцы и фрегаты, они менее заметны для противника, сложнее поддаются поражению и при этом их потеря не является столь критичной.