Вождь любил театр. Театр любил вождя. 19 января, накануне столетия со дня кончины Владимира Ульянова-Ленина, в Ульяновске открылась выставка «Ленин во МХАТе». В экспозиции представлены предметы из фондового собрания Музея МХАТ и коллекции музея-заповедника «Родина В.И. Ленина».
На выставке представлено более 100 уникальных экспонатов, рассказывающих об истории театра, о посещении его Лениным в статусе как революционера-нелегала, так и главы государства. Отдельная часть экспозиции рассказывает о воплощении этого легендарного образа на мхатовской сцене.
Видео дня
— Прошло не так уж много времени, а кажется, что вся эта «лениниана» в далеком прошлом, и это позволяет снять очки «официоза» и увидеть, что спектакли из этой самой ленинианы были творческими удачами. Они известны своими крепкими актерскими работами и отличной работой художников. И об этом нам хотелось бы рассказать в своем проекте, — отметила на церемонии открытия выставки директор Музея МХАТ Софья Грачева.
В годы революционного лихолетья прекратили свое существование многие частные театры. Но именно Московский Художественный был тем театром, который Ленин готов был сохранить для новой советской эпохи. Его удалось поддержать и сохранить во многом благодаря усилиям первого наркома просвещения РСФСР Анатолия Луначарского.
А первая встреча будущего вождя с «русским Художественным» состоялась в период его нелегального пребывания в Москве, на пути из сибирской ссылки в Псков. Тогда, в феврале 1900 года, по воспоминаниям Н.К. Крупской, супруги посмотрели спектакль «Геншель».
«Владимир Ильич высоко ценил этот талантливый коллектив. Чрезвычайно загруженный партийной и государственной работой, Ленин находил время, чтобы посещать спектакли Художественного театра. Он говорил не раз, что выходит оттуда освеженным, бодрым, с новым приливом сил и желанием работать», — свидетельствует соратник Ильича Владимир Бонч-Бруевич.
Кстати, музей МХАТ привез в Ульяновск театральные кресла того времени под номерами 21 и 22, спроектированные архитектором Федором Шехтелем вместе со зданием Художественного в Камергерском переулке. Гарантий, что именно эти места занимали Ленин с Крупской, нет никаких. Но эти два кресла — того самого времени и из того самого зала. Они сильно отличаются от современных — мягких и комфортных. Удивительно, но таково было требование самого Станиславского.
— Театр не должен был располагать человека к отдыху, он должен был держать его в напряжении, чтобы действие, которое совершалось на сцене, было наиболее понятным, — объяснила такое необычное требование мэтра к зрительским сиденьям директор музея-заповедника «Родина В.И. Ленина» Ирина Котова.
Рождение Московского художественного стало важным явлением не только в русском, но и в мировом искусстве. Ведь на основе системы Станиславского живут и работают многие театральные школы Европы и даже американский Голливуд. Представлены костюмы и макеты мизансцен, созданные под руководством самого Константина Сергеевича, им более 130 лет. Со стороны хозяев экспозиционного помещения — Музея-заповедника «Родина В.И. Ленина» — на выставке представлена коллекция различных ленинских статуэток, подарок гражданина Германии, собиравшего их в течение всей своей жизни. Они очень органично разместились среди работ театральных художников и фотографий «ленинских» спектаклей.
Кстати, здание для выставки было выбрано не случайно. Это дом-ателье симбирского архитектора Федора Ливчака, чье архитектурное творчество созвучно творениям Федора Шехтеля — автора проекта здания Московского Художественного театра. Есть свидетельства, что архитекторы были знакомы друг с другом. В этом доме когда-то ставились любительские спектакли, сейчас здесь расположен музей, рассказывающий о театральной жизни старого Симбирска.
Мхатовская выставка состоит из пяти разделов: «Станиславский. Алексеевский кружок. Общество искусства и литературы», «Московский Художественный театр. Начало», «В.И. Ленин, А.В. Луначарский и МХТ», «В.И. Ленин в зрительном зале МХТ», «Образ Ленина на сцене Художественного театра».
Та самая «Лениниана» стала центральной темой советского искусства и литературы на многие десятилетия. Во МХАТе она была представлена культовыми спектаклями «Кремлевские куранты», «Залп «Авроры», «Так победим». Эскизы декораций, костюмы, макеты, видеозаписи и аудиоматериалы спектаклей позволят посетителям выставки соприкоснуться с творчеством выдающихся советских драматургов, режиссеров и актеров. Работа выставки в Ульяновске продолжится до следующей «ленинской» даты — дня рождения вождя 22 апреля.