В составе участников дискуссии произошли изменения. Так, событие не смогли посетить актриса Нонна Гришаева и театровед Нияз Игламов. Таким образом, выступили в ходе дискуссии следующие специалисты: директор Екатеринбургского ТЮЗа Сергей Радченко, директор Новосибирского академического молодежного театра "Глобус" Татьяна Людмилина, директор Акмолинского областного русского драматического театра и руководитель Международного театрального фестиваля "Те-ART-Кокше" Бейбит Бахтыгереев(Казахстан), директор Белорусского государственного академического театра юного зрителя (Беларусь) Вера Полякова-Макей, театральные режиссёры Иван Пачин, Тимур Кулов, Александр Нестеров и театровед Татьяна Ткач. В самом начале дискуссии Светлана Лаврецова объявила о достигнутой договоренности с Союзом театральных деятелей России, что по итогам дискуссии составлен будет документ, фиксирующий самые дельные предложения, и направлен главе организации Владимиру Машкову для изучения и применения в дело. Ведь проблема взаимодействия театра с молодежной и подростковой аудиторией не локальна, и руководителям театров, а также творческих коллективов, ее предстоит решать сообща. Участники петербургской дискуссии настроились внести в этот процесс свою лепту. Театральных деятелей приветствовала от комитета по культуре города Санкт-Петербург Елена Лавринович, руководитель объединенного отдела культуры и искусств. Она отметила, что правительство города специально ввело в деловую программу форума девять площадок для панельных дискуссий, чтобы обсудить на них самые разные вопросы. Эти площадки посетили 29 региональных министров, чем организаторы остались чрезвычайно довольны. Красной нитью через дискуссию "Сохранение традиций и развитие театра для юношества и молодежи в эпоху цифровых технологий" проходила фигура Александра Брянцева, который в первые годы Советской власти собрал беспризорников и начал с ними работать, приобщаяэту буйную и необразованную публику к театру, и эта деятельность сперва принесла какие-то результаты, и лишь потом, в 1922 году была оформлена документально. Полемизирующие стороны сошлись во мнении, что театр как искусство и эстетическое явление держится на сохранении памяти и уважения к предшествующим поколениям мастеров, которые сформировали сегодняшний облик театра. Именно таким почтительным отношением овеян Александр Брянцев, один из основателей феномена подросткового театра в нашей стране. Сегодня он испытывает проблемы, не похожие на те, что стояли перед Брянцевым, но в своем роде не менее значимые. "Гаджетизация" молодого поколения и потеря ими интереса к зрелищным искусствам вне экрана айфона – вот основной бич детского театра нашего времени. Руководители театров и артисты из разных регионов собрались, чтобы обменяться опытом, как противостоять этому злу – и такое ли оно зло, как может показаться? Присутствие представителей Казахстана и Беларуси придавало событию международный формат. Светлана Лаврецова. Необходимо отметить, что дискуссия проходила в очень живой и дружелюбной атмосфере, так что даже не походила на собственно дискуссию. Скорее, это были дружеские посиделки и разговор единомышленников. Сравнение тем более уместно, что дискуссия плавно перетекла в чаепитие: закрывая обсуждение, Светлана Лаврецова пригласила всех к накрытым столам. Но перед этим было сделано важное дело по части взаимопроникновения культур: Бейбит Бахтыгереев и Светлана Лаврецова подписали меморандум о сотрудничестве между своими театрами. Как отметила глава ТЮЗа имени Брянцева, Театры Казахстана нуждаются в том, чтобы к ним приезжали российские специалисты и проводили мастер-классы и другие занятия. Казахстанские коллеги это подтвердили. А Вера Полякова-Макей отметила, что Беларуси очень не хватает проблемы типа российской Пушкинской карты, помогающей молодым людям чащеходить в театры. В ходе встречи звучали заранее подготовленные доклады и презентации, но в целом разговор строился не дидактически, а как оживленный обмен мнениями. Люди делились собственными ноу-хау и знаниями. К примеру, оптимистично выступили гости из Екатеринбурга. Сергей Радченко, недавно возглавивший Екатеринбургский ТЮЗ, один из старейших в стране, существующий с 1930 года, подробно рассказал о психологии подростков. "Трудный возраст", как его принято называть, делится на два периода – ранний и старший: 10 — 14 лет и 14 – 16 лет соответственно. По словам Радченко, с которыми многие согласились на основании собственной эмпирики, именно "ранние" подростки, 12+ — наиболее проблемная аудитория, для которой почти нереально поставить такой спектакль, чтобы их "зацепило". Основываясь на психологии, руководитель предложил театру использовать в свою пользу такие особенности подростковой натуры, как нужда в открытом диалоге, желание быть услышанным и необходимость конфликтов для формирования личностной самооценки. Исходя из этого, Радченко считает возможным устраивать системные обсуждения спектаклей по произведениям из школьной программы, чтобы потрафить юношеским потребностям и заодно вселить в них привычку думать. Светлана Учайкина, министр культуры Свердловской области и секретарь СТД РФ по Уральскому региону, рассказала о том, что делается на Урале в интересах молодых людей постарше. В области создана молодежная секция СТД РФ, чтобы с молодыми зрителями говорить языком молодых творцов. С целью удержать в регионе оных творцов для них формируется система местных грантов и субсидий для определенных возрастных категорий. А с целью их профессионального роста проводятся регулярные семинары для театральной молодежи – как артистов, так и технического персонала. Татьяна Людмилина рассказала, что театр "Глобус" придумал проводить в Новосибирске уличные фестивали, в том числе фестивали субкультур, которые нестандартным форматом и контентом привлекли молодежь – и теперь этой практике в регионе уже больше 10 лет, а идея подхвачена многими организациями и движениями. Кроме того, именно фестивали оказались тем художественным продуктом, который проще всего доставить в отдаленные и мало "цивилизованные" районы. Выступающие не раз обращались к опыту фестивалей – яркое уличное действо, ломающее шаблонные представления о театре как академическом искусстве, действительно способно привлечь молодых зрителей, а затем и превратить из в участников. Александр Нестеров. И, наконец, Александр Нестеров предложил не гнушаться использовать в интересах театра любовь юношества к гаджетам и соцсетям – просто найти формат, в котором это было бы уместно. Например, поручить блогерам, в том числе юным и даже маленьким, рекламировать постановки и театральные проекты, активнее вести трансляции в Сети и т.п. "Наши проблемы надо превращать в наши новые возможности!" – эмоционально заявил режиссер. Единственное, о чем напомнил Нестеров – что при модернизации нельзя заходить слишком далеко: терять эстетику, забывать традиции театра. Он завершил свое выступление презентацией проекта фонда поддержки творческих инициатив Нонны Гришаевой "Лучший город земли". Таким образом всем собравшимся было доказано, что, несмотря на все проблемы, театр живет и постоянно рождает новые творческие продукты. А значит, и все проблемы преодолимы.
Предыдущая запись