Общество

Найти 30 отличий: как в Омске прошла распаковка «сиквела» императорской выставки

Пётр I обновил гардероб, а Петербург разросся. Ротация экспозиции, привезённой из Государственного Эрмитажа, состоялась в омском центре "Эрмитаж — Сибирь". Уже завтра внимательные гости музея смогут найти что-то новенькое, а сегодня показываем, что происходило за кулисами. В двух залах здания на ул. Музейной, 4, которое является корпусом музея изобразительных искусств имени Михаила Врубеля, временно прописались 228 экспонатов, связанных с эпохой и личностью Петра Первого. Среди них картины, барельефы, элементы костюма, токарные эксперименты самого императора, а также предметы его более специфичных, научно-естественных интересов — слепок ладони, посмертная маска, чучело собаки, никогда прежде не покидавшее Петербург. Премьера состоялась в минувшем октябре, и уже тогда специалисты анонсировали ротацию экспозиции — более 30 экспонатов заменили для второго "открытия" выставки. — Не все знают, что после того как выставка открывается, её жизнь не замирает, — поделилась замдиректора по научной деятельности музея им. Михаила Врубеля Ирина Симонова. — Вещи продолжают бытовать в экспозиции, но так как здесь много произведений графики на бумажной основе и произведений по ткани, для которых предусмотрен особый световой режим, поскольку и тот и другой материал очень хрупкие, мы имеем право экспонировать такие предметы не более трёх месяцев. Поэтому к нам приехали специалисты Государственного Эрмитажа, чтобы заменить одни произведения на другие. Это и называется ротация. Выставка в том виде, в котором её увидели первоначальные посетители, не изменит общее впечатление. Но те, кто любит детали, заметят другие произведения. "Омск Здесь" подсмотрел за "культурной распаковкой". Шуруповёрт, деревянные ящики, в которых поместится человек, и надпись большими буквами Fragile, предупреждающая о хрупкости содержимого. Специалисты аккуратно, послойно вынимали одни листы и укладывали другие. На фоне — шум залива и ружей — дополненная аудиореальность, которую для погружения в петровскую атмосферу подготовил музей Врубеля. Так, практически полностью сменились акварели, гравёрные панорамы. Например, серия маленьких видов Петербурга, состоящая из 11 работ. Из них шесть показали в первой части выставки, другие пять — распаковали для "сиквела". В смысловом плане они идентичны, но отличаются в деталях. Теперь омичи увидят образ Петербурга периода конца жизни первого российского императора. Пётр вообще любил гравюры: это был способ зафиксировать, как растёт его "детище". — Гравюры петровского времени печатались до начала 20-го века, — рассказал научный сотрудник отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа Виктор Лоог. — Сохранились доски (печатные формы для оттисков, — прим. ред.) . Впервые повторные отпечатки были сделаны при Анне Иоанновне на характерной бумаге, с характерными надписями, по которым их можно датировать. В середине 18-го века, при Елизавете Петровне, снова собраны все доски и отпечатаны гравюры. То есть это отпечатки с той же доски, и мы можем сказать, что это та же вещь. В отдельный короб отправились штаны-кюлоты и полотняная куртка императора, вместо них теперь в стеклянной витрине — похожий образ в "другой расцветке". Как известно, Пётр предпочитал повседневную одежду парадной, хотя в обширной коллекции Эрмитажа есть и расшитые золотом кафтаны. Перезагрузка экспозиции — целый ритуал. Хотя, иронизирует эксперт, сложнее может показаться подписание всех документов. Снятые с композиции предметы будут "отдыхать" в темноте и покое до завершения работы всей выставки. Оба комплекта сразу привезли в прошлом году и так же отправят назад в Петербург. Каким именно маршрутом и способом — большой секрет, отмечал в разговоре с "Омск Здесь" заведующий отделом истории русской культуры Государственного Эрмитажа Вячеслав Фёдоров. — Мы старались заменить экспонаты так, чтобы сохранить смысл экспозиции. Это наша главная задача, — подчеркнул Виктор Лоог. То есть, как добавил эксперт, можно два раза сходить на одну выставку и устроить своеобразный квест — а что же изменилось? Музей дал подсказки: зрители впервые увидят архитектурную графику Бартоломео Растрелли, Николо Микетти, Михаила Земцова, а также портретные и жанровые произведения Алексея Зубова, Адриана Схоонебека и других мастеров-гравёров петровского времени. Обновлённая экспозиция откроется уже завтра, 4 февраля, и будет работать до 23 июня. Чучело одного из любимых питомцев императора по-прежнему радостно встречает на входе в зал. Фото: Елизавета Медведева

Найти 30 отличий: как в Омске прошла распаковка "сиквела" императорской выставки
© Омск Здесь

Источник: news.rambler.ru

Похожие записи

В Югре весной планируют учредить должность по делам коренных народов

Росавиация и МАК займутся расследованием аварийной посадки вертолета Ми-171

Врач клинической лабораторной диагностики Равиль Севастополев после возвращения из зоны СВО трудоустроился в городищенскую больницу

Фестиваль «фабрик троллей» прошёл в Чите

На ремонт четырех мостов в Татарстане суммарно выделили 249 млн рублей

Природные пожары в Воронежской области: в областной центр были направлены два пожарных поезда

Чиновникам в Санкт-Петербурге запретили использовать два мессенджера

В хозяйствах Джидинского района Бурятии ввели карантин по бруцеллезу

В Ижевске высадят ясени взамен вырубленных деревьев на улице Молодёжной

В МИД России рассказали, что с затонувшего судна Ursa Major спасли 14 человек

Ялтинский международный форум посетят представители «Друзей Крыма» из Болгарии

Глава СПЧ высказался о «закутанных с ног до головы» женщинах

Ваш комментарий

91 − = 90

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой ваших данных этим веб-сайтом.

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей. Ок Подробнее