Начинаются испытания передового российского кислородно-керосинового двигателя РД-0124МС для новой ракеты "Союз-5" в составе ступени. Тесты должны подтвердить работоспособность "мотора" в течение всего гарантийного срока.
Как рассказали в "Роскосмосе", КБ химавтоматики, которое входит в интегрированную структуру ракетного двигателестроения, возглавляемую НПО Энергомаш имени академика В.П. Глушко, отправило в Ракетно-космический центр "Прогресс" экземпляр кислородно-керосинового двигателя РД-0124МС, предназначенный для стендовых испытаний. Тяга двигателя — 60 тонн. Он создается воронежскими специалистами для эксплуатации на второй ступени "Союза-5".
Эти испытания — важная составляющая отработки нового космического ракетного комплекса, так как позволяют оценить верность заложенных конструкторско-технологических решений и работоспособность двигателя в связке со штатными системами ступени, — подчеркивают специалисты. Перед отправкой в Самару двигатель успешно прошел контрольно-технологическое огневое испытание в испытательном комплексе КБХА. После проведения монтажа и необходимых испытаний двигатель в составе ступени будет отправлен в Научно-испытательный центр ракетно-космической промышленности (входит в Роскосмос), где будут осуществлены холодные и огневые стендовые испытания.
Одновременно в КБХА завершена сборка еще одного экземпляра двигателя РД-0124МС, который передан в испытательный комплекс предприятия для ускоренных климатических испытаний. Что это такое? В специальной камере "мотор" попадает в условия температур, влажности и других климатических факторов. Причем самого широкого диапазона. Все как в реальности на космодроме, с которого будет стартовать ракета-носитель "Союз-5". Затем двигателю предстоят еще огневые испытания, которые и подтвердят его работоспособность после смоделированного длительного срока хранения.
Перспективная двухступенчатая ракета-носитель среднего класса "Союз-5" разрабатывается с целью обеспечения запусков автоматических космических аппаратов на различные околоземные орбиты. В том числе с использованием разгонного блока.
Как сообщалось ранее, для потребителя — заказчика пусковых услуг — ракета "Союз-5" от "Союза-2" отличается прежде всего грузоподъемностью. На низкую околоземную орбиту ракета-носитель среднего класса "Союз-2" выводит порядка восьми тонн в зависимости от космодрома запуска. "Союз-5" — носитель тоже среднего класса, но на такую же орбиту, например, с космодрома Байконур будет выводить 17 тонн. Таким образом, у новой машины по массе полезной нагрузки характеристики лучше более чем в два раза. То есть она сможет решать самый широкий спектр задач. Одно из серьезных преимуществ новой ракеты: ее составные части можно перевозить любым транспортом — автомобильным, железнодорожным и авиационным.
Ранее глава Роскосмоса Юрий Борисов выразил уверенность в конкурентоспособности ракеты "Союз-5", предназначенной для запусков с Байконура, и ее коммерческой успешности в проекте "Байтерек".
Справка "РГ"
В составе "Союза-5" будут использоваться двигатели с лучшими в мире характеристиками по удельному импульсу тяги. Это маршевый двигатель первой ступени РД-171МВ разработки "Энергомаш", а также РД-0124МС разработки воронежского Конструкторского бюро химавтоматики на второй ступени. Их применение обеспечит максимально возможные характеристики на паре топлива кислород — нафтил.