Полсотни произведений кисти самых знаменитых русских и западноевропейских художников приехали в Екатеринбург — в гости, на год.
Гости званые и долгожданные, история визита необычна. В ноябре прошлого года последние экспонаты Пермской художественной галереи покинули привычное горожанам здание бывшего Кафедрального собора, в котором музей квартировал более ста лет. Новый дом для коллекции готов — специально построенный музейный комплекс «Завод Шпагина», переезд уже начался. Еще тогда музейщики подсчитали, что для перемещения 62 тысяч экспонатов понадобится 12,5 тысячи квадратных метров упаковочных материалов, только упаковка займет 20 тысяч часов, столько же — погрузка и переезд…
Видео дня
Практика интервенций, давно освоенная в крупных музеях мира, пока редко встречается в России
Вот с этого момента начало везти екатеринбуржцам. Руководители Екатеринбургского музея изобразительных искусств Никита Корытин и Пермской государственной художественной галереи Юлия Тавризян решили, что беспокойные времена главные пермские шедевры переживут в среднеуральской столице, и подписали соглашение о сотрудничестве на 2024 год.
— Мы постарались проявить радушие, а Пермь благосклонно согласилась. Это не выставка, а большая интервенция в наши постоянные экспозиции. Она будет долгой, продлится, видимо, около года, — говорит Никита Корытин.
И в последние дни января на двух площадках открылись выставки, пропустить которые невозможно и неприлично. Одна часть «Пермского посольства» (такое название получил проект) разместилась в центре «Эрмитаж-Урал»: 20 картин мастеров Италии, Голландии, Фландрии и Франции XV-XIX веков. Другая — в главном здании Екатеринбургского музея ИЗО. Страшноватое слово «интервенция» перестает настораживать зрителя, когда он переступает порог музея. Пермская коллекция, как пояснила завотделом отечественного и зарубежного искусства ЕМИИ Ольга Горнунг, не вытеснила, а дополнила домашнюю. Один зал полностью отдан академической живописи, отдельно разместили передвижников.
Итак, что нам предстоит увидеть? Картины, совершенно разные по жанрам, темам, стилистике, которые ярко отражают основные этапы развития отечественного искусства XVIII — начала XX века, а также западноевропейского начиная с XV века. Знаменитые имена — Ян Брейгель Старший, Пауль де Вос, Якоб Йорданс, Франсуа-Ксавье Фабр, Жан Батист Грёз, Рокотов, Тропинин, Брюллов, Куинджи, Айвазовский, Репин, Маковский… Мастера, которых встречаешь как старых добрых знакомых.
— Практика художественных интервенций, давно освоенная в крупных музеях мира, пока редко встречается в России, поэтому «Пермское посольство» — событие неординарное. А то, что оно совпало с переездом коллекции, сами пермяки считают удачей. Экспонаты отправляют не сразу на новую площадку (она еще достраивается), а во временное фондохранилище. Таким образом, шедеврам, многие из которых никогда не покидали стен музея, пришлось бы пережить целую цепочку погрузок-разгрузок.
— Для музейных предметов это настоящий стресс, — говорит замдиректора по науке Пермской художественной галереи Ольга Старцева. — Нам удалось избежать его и отдать работы в хорошие руки.