Государственный музей Льва Толстого расширил границы: в 61 павильоне ВДНХ открылась мультимедийная экспозиция "Лев Толстой. Война и мир. Ожившие страницы", ставшая четвертым отделом музея в Москве — вместе с Музеем-усадьбой в Хамовниках, Литературной экспозицией на Пречистенке и Толстовским центром на Пятницкой.
"Нам нужна была площадка, на которой можно было бы создать яркое, живое, оснащенное по последнему слову техники представление Толстого в Москве, — говорил на вернисаже генеральный директор Государственного музея Л.Н.Толстого Сергей Архангелов. — И мы решили в переданном нам павильоне 61 представить "Войну и мир" — книгу, в которой отразилась вся Россия".
… Капли воды и всполохи огня, проекции и крутящийся над головами шар, оптические панно — каждый шаг добавляет что-то новое к знакомству с главными героями эпопеи. А потом зритель должен выбрать, куда ему идти — в правый зал, посвященный мирной части романа, или в "военный" — левый. Направо шло больше.
" — Ну, мечи же! — сказал Ростов. Долохов с улыбкой взялся за карты…" Как известно, он выиграл в тот вечер 43 тысячи — и посетитель выставки может понять, как Федор это сделал: на экране медиастенда — зеленое сукно, на котором разложена колода. Читай правила штоса, в который играли Долохов с Ростовым, двигай пальцем по стеклу, мечи карты сам, делай ставку.
А вот Долохов, раненый, на снегу, к нему спешит (на электронном панно по иллюстрации Шмаринова) секундант, но Федор поднимает пистолет — и… "мажет". А при чем тут портрет Тургенева? Пояснения — тут же на соседнем экране.
Создатели выставки, специалисты Музея Толстого вместе с автором экспозиции, заслуженным художником России Александром Коновым, ведут зрителя мимо дворцов из первой половины романа, разбросанных по интерактивной карте Москвы начала XIX века, пасторальных пейзажей России, где скакал Николаша Ростов с охотничьим ружьем. Учат танцевать вальс, переставляя ноги по стрелкам на паркете на "раз-два-три" и следя за парой Наташа-князь Андрей из фильма Бондарчука.
В зале "Война" ты оживляешь на интерактивной карте Бородинскую битву, отслеживаешь по движущимся стрелкам движение казаков атамана Платова по французским тылам, греешься у мерцающего костра вместе с вышедшими из леса продрогшими французами…
Тут можно прогуливаться от одного интерактивного стенда до другого, а можно — как по выставке лучшей русской книжной графики. Дементий Шмаринов, Александр Апсит, Андрей Николаев, Леонид Пастернак, каждый в своем стиле и на своих материалах иллюстрируют эпизоды романа — и у каждого герои хоть и разные, но узнаваемые. Тонким пером выведенный "Пьер перед боем" Николаева, стоящий перед Долоховым на дуэли Пьер на плотном, контрастном шмариновском рисунке и Пьер — муж на акварели Апсита — это все он, не ошибешься и без подписи. Нелепый, раздумчивый, заботливый…
Государственный музей Льва Толстого на наших глазах ставит эксперимент, исследует вопрос — возможно ли великую книгу подать в облегченном, интерактивном, формате, в немалой степени ориентируясь на школьников и взрослых, желающих "освежить" классику.
В экспозиции не хватает, на языке музейщиков, "вещевого ряда", из подлинных предметов тут пока только пушечные ядра и круглые пули начала XIX века. Но, по словам Марины Водневой, врио руководителя "Мультимедийная экспозиция Государственного музея Л.Н. Толстого на ВДНХ", это только начало: экспозиция будет насыщаться и дополняться, в том числе и предметами из основной экспозиции музея. На базе экспозиции "Лев Толстой. Война и мир. Ожившие страницы" запланированы мастер-классы, лекции, конференции, литературные вечера, кино о Толстом в 3D.