Живет в Екатеринбурге театр, подобного которому нет в России. В конце 80-х годов прошлого века его создатель хореограф и педагог Михаил Коган задумал небывалое — чтобы дети танцевали на сцене академического театра оперы и балета полноценные спектакли. Первая премьера, "Муха-цокотуха", прошла с огромным успехом, и двадцать с лишним лет маленький театр делил сцену с большим. А потом подрос, уверенно встал на пуанты, обрел имя "Щелкунчик", собственное театральное здание и славу единственного в России репертуарного театра с балетными постановками, в которых все партии исполняют дети от 7 до 18 лет. За 35 лет школу "Щелкунчика" прошли более 2000 ребят. Для кого-то балет стал профессией: Роберт Габдуллин — солист Венской оперы, Александр Меркушев, Антон Гузеев, Яна Ичетовкина, Сергей Кращенко, Роман Игошев, Полина Рубцова вошли в труппу Екатеринбургского театра оперы и балета. Остальные просто умеют работать до седьмого пота и всегда прямо держат спину.
В истории и репертуаре "Щелкунчика" — 35 постановок, но премьера, открывшая нынешний сезон, стоит наособицу. Сокровище русского театра — балет "Петрушка" на музыку Игоря Стравинского очень непрост для восприятия. "У меня перед глазами был образ игрушечного плясуна, который выводит из терпения оркестр, в свою очередь отвечающий ему угрожающими фанфарами. Завязывается схватка…" — рассказывал о своем замысле композитор.
— Надо иметь мужество, чтобы работать с музыкой Стравинского, надо искать к нему особые подходы. Передо мной стояла задача сделать музыку доступной прежде всего для артистов, чтобы они понимали ее, — говорит один из хореографов-постановщиков Петр Базарон (его соавтор Сабина Алиева — выпускница "Щелкунчика"). — И уже через них — для зрителя, чтобы он мог воспринять все богатство, всю широту, заложенную композитором.
К другим составляющим тоже подошли по-взрослому: либретто написал драматург и исследователь балета Богдан Королек. Москвичи Сергей Рябов (сценограф) и Вера Ахмеджанова (художник по костюмам) приезжали в Екатеринбург, чтобы провести с младшими учениками "Щелкунчика" творческую лабораторию, и рисунки детей легли в основу оформления спектакля. Художник по свету из Санкт-Петербурга Ксения Котенева создала выразительную световую партитуру. Непрост и замысел: Петрушка, тряпичный герой балагана, одновременно нахальный шут и тонкий, ранимый Пьеро, должен рассказать современным детям не менее современную историю о первой любви, о том, что надо быть собой и уметь отстаивать это право, ведь окружающий мир часто бывает и жесток, и несправедлив, и попросту равнодушен.
Две линии сюжета развиваются параллельно. Вот пролог: прелестная девочка и двое мальчишек — один еще не разучился разговаривать с игрушками из своего детства, второй уже готов жестоко смеяться над чужими секретами. А вот коробка с их игрушками, которые, разумеется, времени даром не теряют и умеют играть в свои игры, выстраивать свои отношения, так похожие на человеческие: кто-то плетет интриги, кто-то жалеет слабого, кто-то заискивает перед сильным — Балерина, Арап-Трансформер, Медведь, Заяц… Конфликты неизбежны, а дети только учатся их разрешать и находить выход из конфликтных ситуаций.
Непростая история, рассказанная языком танца, где у каждого персонажа собственный пластический язык, но все вместе они составляют единый ансамбль, вполне понятна зрителю старше восьми лет (так определил театр). Искушенные, те, кто постарше, возможно, обнаружат шероховатости и недостатки… но зачем их искать? Великолепный, совершенно неожиданный финал примиряет всех — у любого человека есть опора в борьбе с несправедливостью. Респект авторам спектакля: они смогли это донести понятно и однозначно, но с юмором и без унылого морализаторства.
Кстати, исполнитель роли Петрушки 15-летний Демьян Костоусов, точно и ярко передавший двойственность, силу и слабость персонажа, оказался внешне похож на легендарного Вацлава Нижинского, для которого и была написана эта роль в 1911 году.