Общество

На Урале театр «Щелкунчик» поставил балет «Петрушка» на музыку Стравинского

Живет в Екатеринбурге театр, подобного которому нет в России. В конце 80-х годов прошлого века его создатель хореограф и педагог Михаил Коган задумал небывалое — чтобы дети танцевали на сцене академического театра оперы и балета полноценные спектакли. Первая премьера, "Муха-цокотуха", прошла с огромным успехом, и двадцать с лишним лет маленький театр делил сцену с большим. А потом подрос, уверенно встал на пуанты, обрел имя "Щелкунчик", собственное театральное здание и славу единственного в России репертуарного театра с балетными постановками, в которых все партии исполняют дети от 7 до 18 лет. За 35 лет школу "Щелкунчика" прошли более 2000 ребят. Для кого-то балет стал профессией: Роберт Габдуллин — солист Венской оперы, Александр Меркушев, Антон Гузеев, Яна Ичетовкина, Сергей Кращенко, Роман Игошев, Полина Рубцова вошли в труппу Екатеринбургского театра оперы и балета. Остальные просто умеют работать до седьмого пота и всегда прямо держат спину.

На Урале театр "Щелкунчик" поставил балет "Петрушка" на музыку Стравинского
© Российская Газета

В истории и репертуаре "Щелкунчика" — 35 постановок, но премьера, открывшая нынешний сезон, стоит наособицу. Сокровище русского театра — балет "Петрушка" на музыку Игоря Стравинского очень непрост для восприятия. "У меня перед глазами был образ игрушечного плясуна, который выводит из терпения оркестр, в свою очередь отвечающий ему угрожающими фанфарами. Завязывается схватка…" — рассказывал о своем замысле композитор.

— Надо иметь мужество, чтобы работать с музыкой Стравинского, надо искать к нему особые подходы. Передо мной стояла задача сделать музыку доступной прежде всего для артистов, чтобы они понимали ее, — говорит один из хореографов-постановщиков Петр Базарон (его соавтор Сабина Алиева — выпускница "Щелкунчика"). — И уже через них — для зрителя, чтобы он мог воспринять все богатство, всю широту, заложенную композитором.

К другим составляющим тоже подошли по-взрослому: либретто написал драматург и исследователь балета Богдан Королек. Москвичи Сергей Рябов (сценограф) и Вера Ахмеджанова (художник по костюмам) приезжали в Екатеринбург, чтобы провести с младшими учениками "Щелкунчика" творческую лабораторию, и рисунки детей легли в основу оформления спектакля. Художник по свету из Санкт-Петербурга Ксения Котенева создала выразительную световую партитуру. Непрост и замысел: Петрушка, тряпичный герой балагана, одновременно нахальный шут и тонкий, ранимый Пьеро, должен рассказать современным детям не менее современную историю о первой любви, о том, что надо быть собой и уметь отстаивать это право, ведь окружающий мир часто бывает и жесток, и несправедлив, и попросту равнодушен.

Две линии сюжета развиваются параллельно. Вот пролог: прелестная девочка и двое мальчишек — один еще не разучился разговаривать с игрушками из своего детства, второй уже готов жестоко смеяться над чужими секретами. А вот коробка с их игрушками, которые, разумеется, времени даром не теряют и умеют играть в свои игры, выстраивать свои отношения, так похожие на человеческие: кто-то плетет интриги, кто-то жалеет слабого, кто-то заискивает перед сильным — Балерина, Арап-Трансформер, Медведь, Заяц… Конфликты неизбежны, а дети только учатся их разрешать и находить выход из конфликтных ситуаций.

Непростая история, рассказанная языком танца, где у каждого персонажа собственный пластический язык, но все вместе они составляют единый ансамбль, вполне понятна зрителю старше восьми лет (так определил театр). Искушенные, те, кто постарше, возможно, обнаружат шероховатости и недостатки… но зачем их искать? Великолепный, совершенно неожиданный финал примиряет всех — у любого человека есть опора в борьбе с несправедливостью. Респект авторам спектакля: они смогли это донести понятно и однозначно, но с юмором и без унылого морализаторства.

Кстати, исполнитель роли Петрушки 15-летний Демьян Костоусов, точно и ярко передавший двойственность, силу и слабость персонажа, оказался внешне похож на легендарного Вацлава Нижинского, для которого и была написана эта роль в 1911 году.

Источник: news.rambler.ru

Похожие записи

В водохранилищах Крыма снизился уровень воды в сентябре из-за засухи

Путевки во всероссийские детские центры

Baza: главред издания Readovka Костылев пришел в сознание

Новый прокурор приступил к работе в Челябинской области

В Приморье назначат выплату студенткам колледжей, не прервавшим учебу при рождении детей

Рекордное число заявок поступило на Литературный семинар молодых авторов имени писателя Василия Белова

Владимира Деева назначили заместителем министра культуры Новосибирской области

Бешенство вернулось в Калужскую область

Зоозащитники Хабаровска требуют ужесточить ответственность за выброс домашних животных

В центре Рязани сломали туристический указатель

В Новосибирске МП «МЕТРО МиР» отказалось платить подрядчику за содержание мостов

Москвичи встали на защиту «уволенного» из библиотеки кота Маркиза

Ваш комментарий

53 − = 44

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой ваших данных этим веб-сайтом.

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей. Ок Подробнее