Режиссёр и актёры екатеринбургского театра "Игра" о спектакле-сторителлинге "Ничего такого" и о том, как побывать на "Золотой маске", будучи "театральным кружком". "Неделя экспериментального театра" в 13-й раз объединила любительские, независимые и профессиональные коллективы из разных городов России. На омской сцене они делятся своими самыми неординарными идеями. Постановку в жанре автофикшн представил Молодёжный Народный театр "Игра" из Екатеринбурга. "Ничего такого" (16+) — работа режиссёра Дениса Кирилина. В основе спектакля истории, основанные на жизненном опыте актёров. Через них они поднимают волнующие их темы. А ещё в этих историях принимают участие зрители — актёры приглашают сыграть небольшую роль вместе с ними на сцене, на несколько минут почувствовать себя детьми, поступающими в музыкальную школу, либо участниками тренинга личностного роста. Поиски смысла жизни или проблемы с алкоголем, воспоминания о бабушке или попытка стать кем угодно, только не таким, как твой отец. Рассказы не связаны между собой, кроме того, что это настоящий опыт, который прожил или ещё проживает человек. После показа "Ничего такого" в Омске мы побеседовали с режиссёром постановки Денисом Кирилиным, а также актрисами спектакля Софией Тюленёвой и Анной Ягнюковой. — Расскажите, с чего всё началось. Как родилась идея спектакля? Денис: Появилась мысль поговорить про жизнь ребят, чтобы это были непридуманные истории. И они действительно невыдуманные, каждый рассказывает про свою жизнь так, как чувствует. — Было ли у актёров определённое ТЗ — о чём должна быть эта история? Денис: Мы просто встретились и пообщались, каждый принёс то, о чём хотелось поговорить. София: Да было ТЗ, ты всё врёшь! (смеётся) Денис дал нам задание — принести историю, которая могла бы у нас ассоциироваться со словом "проиграл". Ситуация, когда лично ты проиграл и неважно, в каком значении. И вот мы все пришли — нас было очень много человек — рассказывать истории. У кого-то были серьёзные, у кого-то такие — больше "на лайте". Анна: А я абсолютно случайно попала в театр "Игра", я не состою в труппе. Они меня взяли на один спектакль "Ничего такого". Это произошло от моей большой любви к театру. Однажды я узнала, что у них проходит кастинг для ребят до 30, и на всякий случай кинула туда визитку. И так получилось, что она очень совпала по вайбу именно с этим спектаклем. И когда я пришла, почти все эти истории были готовы, ребята уже два года над этим работали. Я до сих пор очень хорошо помню день, когда я сидела в зале и они со сцены просто прогоняли эти истории. Я сидела просто не то что придавлена, что-то такое со мной произошло просто невероятное, что в этот момент я подумала, что даже если дальше вообще ничего не получится, я не попаду в этот спектакль и ничего не случится, то, что уже сейчас происходит — это просто что-то! И, мне кажется, на этих эмоциях из меня истории просто попёрли! София: И потом мы поняли, что никакого "проиграл" не существует. Теперь это "ничего такого". Денис: Как будто бы да, никакого "проиграл" не случилось, потому что это не истории фейлов. Для меня этот спектакль про то, что ты не можешь говорить о чём-то сначала. Если мы с тобой сейчас начнём работать, ты тоже про что-то не сможешь говорить. И ребята прошли путь от "совершенно не могу об этом разговаривать" до "я выхожу на сцену и нахожу в себе силы об этом рассказывать". И для меня вот это и есть спектакль. Даже не тот результат, который получается. Вот сегодня спектакль немножко подзатянулся, здесь такой комфортный зал, и мы немножко расслабились, себя подотпустили… Конечно, его надо играть подинамичнее. София: С омскими зрителями так прикольно общаться! Сегодня было очень живенько. Вообще зрители охотно идут на контакт, это такой особый вайб: зритель к тебе подключается, и возникает ощущение, как будто бы у нас с ним прямо сейчас идёт диалог. — Денис, стали ли ребята со временем больше раскрываться на сцене, больше рассказывать подробностей? — Да. Знаешь, вообще проблема сторителлинга в том, что он долго не живёт. Ты не можешь по-честному рассказывать одно и то же — мусолишь, мусолишь, потом тебе нужно чисто технически находить какие-то новые точечки, что-то раскапывать в себе, чтобы быть честным. Потому что если ты уж про свою жизнь начинаешь рассказывать с точки зрения актёра — я выхожу и как актёр рассказываю про себя — ну это уже совсем неправда неправд. И в этом, конечно, большая работа ребят происходит. Я вообще не обращаю внимания на технику. Мы любительский театр, мне на это всё равно. Я — про честность. И про то, понятен ли наш театр зрителю или нет. — Каково выходить на сцену и откровенно рассказывать о себе? София: Это сложно, и я к этому очень долго шла. Сначала я долго рыдала, просто бесконечным потоком рыдала на всех репетициях. Потом приходила к Денису и говорила: "Мне плевать на эту историю, я ничего не чувствую". Денис начинает задавать вопросы, и я понимаю, что совсем не плевать, и находятся новые темы. Мы очень долго работали над тем, что есть сейчас. Та история, которую я рассказываю в этом спектакле сегодня, — это очень большая работа и вопросы Дениса. Это была одна из моих основных болей, которая меня реально тревожила, и я заглушала её всем чем угодно. Но теперь эта боль выходит, и мне от этого становится легче, потому что ты, когда проговариваешь что-то, что у тебя болит — тебе как будто бы становится проще. Я до сих пор иногда плачу, только уйдя со сцены… Ладно, всегда плачу только уйдя со сцены (смеётся) , но это как будто бы про то что, мне не страшно об этом говорить. Круто видеть отклик — люди подходят после спектакля и говорят, что у них были похожие ситуации, и ты как будто бы в этом находишь какую-то отдачу, и становится проще. Анна: Когда мои друзья приходили на спектакль, потом говорили: это ты? ты так умеешь? ты можешь держаться на сцене? Это и для меня самой большое открытие. В своей истории я рассказываю про поиски смысла жизни, и мне кажется, что театр "Игра" очень мне помог в этих вопросах. Когда ты несколько раз прилюдно со сцены говоришь о том, что тебя волнует, тебе приходят какие-то ответы. Не знаю, как это происходит, это на самом деле какая-то очень сильная история. Я не знаю, сколько продлится история с этим спектаклем, есть ли шанс, что они меня позовут ещё в какой-то (смеётся) . Но даже если нет, это большое счастье в моей жизни. — Вы говорите, что вы — ребята с Уралмаша. Что это за место? София: В 90-х Уралмаш считался криминальным районом. Вообще мы с Эльмаша, это рядышком. Уралмаш и Эльмаш — это и сейчас не самые благоприятные районы, но мы все там тусуемся, любим друг друга и создаём там, как выразился один из актёров спектакля Саша, место силы. Денис: Театру более 70 лет. Это какая-то уникальная история. В 1952 году был создан театральный кружок на базе школы № 22 на Уралмаше, и из поколения в поколение люди передавали театр друг другу. По сути, мы и сегодня по бумагам являемся театральным кружком. Сейчас нами руководит Таня Павлова, мы гастролируем, выигрываем различные профессиональные фестивали, ездим на "Золотую маску" — нас два раза приглашали на детский уикенд фестиваля. Побывать на "Золотой маске" любителю как будто бы невозможно, даже в условиях офф-программы. В общем, уровень сильно изменился, но при этом мы кружок в ДК на Уралмаше-Эльмаше. "Неделя экспериментального театра" завершена, и жюри сделало свой выбор. Гран-при фестиваля получил екатеринбургский Открытый студийный театр (О.С.Т.) за спектакль по переписке А. Линдгрен и С. Швардт "Читать необязательно" (12+) в постановке Ирины Лядовой. Ребят из театра "Игра" в родной Екатеринбург тоже не отпустили без наград. За роль в спектакле "Ничего такого" приз за лучшую актёрскую работу получил Александр Ратников, а режиссёра театра Татьяну Павлову отметили специальной номинацией "Неуспокоенность" им. Ю. Ю. Шушковского. Фестиваль вновь соберёт на омской сцене экспериментальные театры со всей страны через два года. Фото: Илья Петров
Следующая запись