Подобного диалога двух искусств — современного и того, которое принято называть академическим — на тему спецоперации ждали давно. В соцсетях "разговор" этот идет уже третий год — там на любую "картинку об СВО", созданную молодым современным художником с помощью компьютерных технологий всегда находилась работа кого-нибудь из уже именитых живописцев, которые углем, красками, тушью — писали портреты героев СВО или зарисовывали фронтовые пейзажи.
Что из этого шедевры, а что лишь "проба пера"? Ответ на этот вопрос не зависел от количества лайков.
Выставка цифрового искусства о спецоперации, что открылась в Галерее на Трубной убедительно доказывает — отражение СВО в виртуальном мире не менее убедительно и откровенно, чем на реальных холстах. У выставки провокативное название "Тут совсем не так, как в твоих розовых очках", и амбициозные задачи — "в глубине чёрного зеркала нейросетей запечатлеть контуры будущего нашей страны". Что за контуры? Художники не интригуют, говорят прямо: Мужество. Героизм. Товарищество. Координаты понятные, но не все их помнят.
Среди мастеров диджитал-арта, чьи работы можно увидеть на выставке, — фронтовики, а также те, кто не брезговал поездками по новым старым регионам. Куратор проекта — художник и философ Антон Беликов, коренной москвич, который после попытки ВСУ ударить по Кремлю ушел добровольцем на Донбасский фронт.
"Выставка посвящена искусству СВО, однако рассказывает она о не о военных фактах и событиях, не о внешних формах войны, а о об артефактах сознания, о культурных символах и в целом о войне как о сложившейся культуре, имеющей свои ориентиры, свою живопись, свою музыку, свою моду, свое искусство и свой контекст, который она транслирует обществу", — уверял на открытии экспозиции Беликов.
Петр Скляр, Александра Маковская, Дмитрий Зарва, Максим Кулешов, Иван Иваниенко… Это не самый полный список художников, чьи работы можно увидеть на выставке. А вот не самый полный список жанров и форматов, что представлены в Галерее на Трубной: экспрессионизм и эстетика видеоигр, аниме и хтонь, элементы уличного искусства и комиксы. И все это — повторим — про СВО. И шире — про Россию.
Присмотримся: в каждой второй работе аллюзии на иконопись, березки, ветки сирени, купола, кресты, призывы крупными буквами помнить, что "ты и есть Рим"… И надо признать — цифровому миру этот неорусский стиль (не скатывающийся, к счастью, в кич), вполне к лицу. Как, увы, к лицу ему и война. Та, которую нужно понимать в самом широком смысле.
"Мы не хотели воевать и не ожидали оказаться на страницах учебников истории. Нам казалось, что война осталась лишь в воспоминаниях стариков, — говорят участники выставки. — Но нет, история снова постучалась в наши двери. И она пахнет кровью, потом и порохом. Эта война для нас для всех — тест на человечность: не потерять человечность, не начать требовать больше, больше крови, больше мести, больше жестокости".
Неужели они верят, что вот так, в эстетике цифрового искусства, они смогут все это рассказать уставшим или — что хуже — равнодушным москвичам?
Кажется, верят. Проект в Галерее на Трубной проводит объединение "Выставочные залы Москвы" совместно с проектом "Русский Стиль: Сталь".
Совсем другие языки для высказывания на ту же тему — война и мы — выбирают мастера академического стиля. Станковая графика и живопись представлены в Галерее Беляево. Выставка называется "Русский Императив" (куратор Светлана Чепрова).
В этом проекте около 70 работ. Самый молодой художник и автор проекта "Уголь земли русской" — Виринея Шигина, в 19 лет девушка вслед за своими двумя братьями-добровольцами отправилась на фронт, чтобы писать портреты наших бойцов.
Здесь же "Луганский танкист" Александра Новоселова — портрет, который еще станет одним из символов СВО.
Но, безусловно, в центре внимания выставки в Беляево — уже прогремевшая картина "Атланты", авторы — Лей и Ксения Чжу, муж и жена. Эту работу критики сравнивают с "Апофеозом войны" Верещагина.
Лей — китаец. Но уже двадцать лет живет и работает в России. "Я не могу сказать: "Россия меня не касается, я — китаец". Нет. Жена — русская, дети — русские. Работаю здесь. Наполовину я уже русский", — говорит мастер.
Наполовину русский китаец, человек мирной профессии — художник Чжу вместе со своей супругой, красивой русской женщиной, ездил в Луганск, когда еще об этом городе не принято было говорить в среде нашей интеллигенции, но когда по этому городу уже била артиллерия ВСУ, когда уже гибли дети…
И они, супруги Чжу, не смогли промолчать. "Я вообще считаю, что искусство — это о чём-то сокровенном, больном, что должно задевать людей", — говорит Ксения.
Их "Атланты" поделены на две части, в верхней — самокаты, модные кеды, бегущие по ровному асфальту… В нижней — бойцы СВО, не то спят, не то… Нет, конечно, спят, просто устали. Или все-таки…?
Тот мир, который держится благодаря вот этим вот бойцам с шевронами "Z", вряд ли когда-либо посочувствует убитым и раненым. Пожертвовавшим собой ради того, чтобы самокаты ехали, и горожане беззаботно топтали ровный асфальт дорогими кроссовками.
Но только ли обывателей провоцируют "Атланты" на неприятные раздумья?
"Люди культуры оказались перед выбором: убежать, сделать вид, что ничего не происходит или встать рядом с теми, кто сражается, строить будущее. Есть те, кто ушел воевать, и те, кто погиб. Появились и те, кто пытается с помощью образов осмыслить сегодняшние события, — говорит куратор Светлана Чепрова. — На нашей выставке те, кто никуда не побежал, кто остался со своими. И весь наш проект — это не более, чем попытка разглядеть очертания нового ландшафта нашей культуры".
АФИША
Выставки "Русский Императив" в Галерее Беляево и "Тут совсем не так, как в твоих розовых очках" в Галерее на Трубной работают до 9 февраля.