Этот фестиваль регионального масштаба затеяли в прошлом году городской комитет по культуре и барнаульский дворец культуры. Оба раза в конкурсное жюри входил корреспондент «РГ», которому есть о чем рассказать.
Нынешнему фестивалю не повезло с погодой — в крае разбушевалась метель, большинство дорог было перекрыто от греха подальше, из-за чего в Барнаул не смогли приехать театральные коллективы из Бийска, Белокурихи, Рубцовского, Усть-Калманского и Поспелихинского районов. А именно в резком расширении географии заключается первое отличие этого фестиваля от прошлогоднего. И здесь нет ничего удивительного. В регионе настоящий бум самодеятельных театров. «Открытый занавес» многих привлекает как раз своей открытостью — здесь нет жестких рамок по выбору пьес, жанров и способов воплощения режиссерских замыслов, чего не скажешь про изрядно зашоренный краевой «Театральный разъезд».
Второе отличие — в заметном росте качества постановок. Если в 2022-м часть спектаклей вызывала тайный грустный вздох, то сейчас просмотр практически всех работ заканчивался искренними аплодисментами, а то и овациями и зрителей, и членов жюри. Среди особенно успешных необходимо выделить две постановки. Новоалтайский театр-студия «Аз-Арт» (режиссер — Наталья Рева) показал яркий, сочный, динамичный спектакль «Кошкин дом», в основе которого стихи С. Я. Маршака. В этой многолюдной постановке нашлось место и взрослым актерам, и дошкольникам — удивительно гармоничный получился ансамбль.
Вторым приятным откровением стал спектакль по рассказам А. П. Чехова «Из дневника одной девицы…» Режиссерские задумки Евгения Сокольских вдохновенно воплотила труппа театра-студии «Главные роли» при барнаульском ДК, в которой особенно хороши были «девицы». Получился стильный спектакль, наполненный неистощимым юмором раннего Чехова. Члены жюри нередко ловили себя на том, что смотрели на происходящее как обычные зрители, а не по долгу службы.
Нельзя не упомянуть такие интересные и разноплановые работы, как «Маугли» краевого театрального центра «Чудикидс», «Муха-Цокотуха» (театр-студия «Главные роли»), «Морожены песни», поставленные по сказкам Степана Писахова театральной студией «Окно» МБУ ДО «Центр развития творчества и спорта» и спектакль-пантомиму «Мышление» (театральная мастерская «Homo artisticus»).
Третий достойный момент — возросший уровень организации фестиваля. Устроители учли прошлогодний опыт, в том числе по части наполнения зрительного зала. Теперь каждый спектакль имел как свою публику (родственников, друзей и знакомых артистов), так и тех, кто пришел поддержать других. Особенно трогательно было лицезреть в зале совсем юных артистов (вроде первоклассника Димы Бурцева, сыгравшего очень смешного Карабаса-Барабаса). Видели бы вы с каким пристрастием младшие следили за старшими коллегами!
Фестиваль, начавшийся в субботу в девять утра, завершился в девять вечера. Были фанфары, литавры, награды, смех и радость, а также разговоры о будущем — каким оно должно быть у фестиваля. Если суммировать все пожелания, замечания, эмоции и предложения, получается следующая картина.
Фестиваль-конкурс разрастается, проводить его надо уже два дня. Первый день — для детских коллективов, второй — для взрослых. Взрослых театров хватает и в Барнауле, и за его пределами, а вот площадок для их выступлений недостаточно. Не хватает общения, обмена опытом, возможности поучиться у мастеров сцены, подсмотреть что-то у коллег. Поэтому впредь было бы здорово организовывать мастер-классы (это касается и художественной речи — второго блока фестиваля «Открытый занавес», который проводился в тот же день).
Естественно, все эти «хотелки» участников и членов жюри доставят немало дополнительных хлопот организаторам, но иначе не будет столь необходимого дальнейшего развития. К тому же коллектив барнаульского ДК настолько профессиональный и амбициозный, что не возникает сомнений — новые задачи ему вполне по плечу.
А пока — занавес!