Юбилейный проект, приуроченный к своему десятилетию, Музей русского импрессионизма назвал просто "Изображая воздух. Русский импрессионизм" (куратор Наталья Свиридова).

Выставка, раскинувшаяся на трех этажах музея и собравшая произведения не только из московских и петербургских музейных коллекций, но и собраний Калининграда, Костромы, Самары, Ростова-на-Дону, Новочеркасска, Новосибирска, Хабаровска, словно подводит итог давней дискуссии на тему "а был ли мальчик", а "был ли русский импрессионизм"… Надо сказать, что начались эти споры задолго до создания Музея русского импрессионизма. Одним из итогов этих научных баттлов стала знаменитая статья 1980 года Дмитрия Сарабьянова. Нынешняя выставка продолжает этот сюжет, а в диалог с идеями Сарабьянова вступает блистательная Ирина Вакар, автор очень точной статьи в каталоге выставки.
Понятно, что об импрессионистах всех стран, хоть северных, хоть южных, можно сказать, что вышли они из Парижа. Русские художники тут не исключение. Точно так же понятно, что сравнение задает русло беседы. Да, наши импрессионисты не выставляли работы на общих выставках, как французы, они не были сплоченными художественными группами. Что не мешало, впрочем, тому, что покупка их работ Павлом Третьяковым могла вызвать оскорбительные комментарии коллег-художников: "С каких это пор, Павел Михайлович, Вы стали прививать Вашей галерее сифилис?" Это тем более поразительно, что картины импрессионистов пронизаны поэзией, солнечной радостью каждого мига жизни.
Похоже, именно эту любовь к зримому миру, к его мирным удовольствиям, будь то утреннее чаепитие дома, парижские бульвары ночью или стог сена на поле, превращающийся в лучах света в волшебный замок, и ставили импрессионистам в вину. Когда-то Михаил Герман в своей книге о французских импрессионистах заметил: "Достижения импрессионистов раз и навсегда отвергли фанатизм радетелей и "чистой формы", и обязательной содержательности, идейности, и искусства для искусства, безудержного пессимизма и избыточного интеллектуализма. Их искусство осталось камертоном Живописи как таковой, поэтической терпимости и решительной независимости от вкусовой конъюнктуры". Иначе говоря, это искусство, которое в отличие от Фауста не боится сказать: "Остановись, мгновенье! Ты прекрасно". И повторяет это снова и снова.
Но это же можно сказать и о наших импрессионистах. Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы поразиться "Подснежникам", которые Станислав Жуковский написал на подоконнике усадебного дома, чтобы ощутить радость летнего праздника с детьми на работе Ивана Куликова "Фонарики в саду" или спокойствие чаепития на террасе, написанного Ольгой Делла-Вос-Кардовской.
Я выбираю сейчас, может быть, не самые известные работы специально. Даже не потому, что работы Серова, Коровина, Поленова, Архипова у всех на слуху. Нынешняя выставка замечательна расширением наших представлений о границах русского импрессионизма. Да, среди авторов можно обнаружить тех, кого меньше всего ожидаешь встретить на этой выставке: от бунтаря Михаила Ларионова до футуриста Василия Каменского… Но на ранних их работах — отсвет не только нашего солнца, но и поисков Моне и Ренуара тоже. Даже те, кто в Париже не бывал, могли видеть произведения французов в коллекции Сергея Ивановича Щукина.
То, что и будущие футуристы, и бубнововалетцы, и супрематисты начинали с импрессионизма, в общем, понятно. Импрессионисты оказались, по сути, первыми по-настоящему современными художниками XIX столетия. И эта современность связана не только с умением видеть отблески цвета, с даром "промыть глаза", но и с открытиями науки в XIX веке. Как это сформулировал Михаил Герман: "Поиск и реализация истины, но не морали… способствует сохранению эстетической функции искусства и оставляет нравственные оценки зрителю".
Импрессионисты оказались первыми по-настоящему современными художниками XIX столетия
Именно поэтому инсталляция Ирины Кориной (к слову, правнучки Алексея Корина, чью работу можно увидеть на выставке), что встречает зрителей при входе, оказывается гимном науке. Формулы и лучи проекций, мерцающая спираль — волшебные объекты парят в воздухе, завораживая движением, легкостью, воздушной грацией и точностью расчета. Эта инсталляция в атриуме — идеальный пролог к встрече зрителей с искусством, которое дает счастье и радость. Или — отраду, если вспомнить слова Валентина Серова, написанные им в 1897 году в Венеции: "Я хочу, хочу отрадного, я буду писать только отрадное…"
Серов, как и Василий Поленов, как и Коровин, — среди главных героев выставки. Не только потому, что Поленов впервые представил на выставке этюды, поставив свежесть и точность схваченного во время работы на пленэре живописного впечатления выше отточенности и "сделанности" законченной картины. Не только потому, что уроки Поленова были очень важны и для Коровина, нашего "классического" импрессиониста, и для Серова. Но, например, в картинах Серова "Девочка с персиками" и "Девушка, освещенная солнцем" отечественное искусство находит свою неповторимую интонацию. Не зря Игорь Грабарь, сравнивая эти работы Серова с живописью Огюста Ренуара, подчеркнул: "Домоткановский портрет — столь же русский по духу и чувству, как и абрамцевский".
Не сюжетом, не моралите, не дидактическим уроком — радостью впечатления делились художники со зрителем. Выставка "Изображая воздух. Русский импрессионизм" тоже апеллирует к чувствам. Зрителей ждут аудиоспектакль "По направлению к свету", поставленный театральным салоном "Сцена 23" (запись можно послушать в телефоне), и ароматы, специально созданные Molecule для выставки. Пространство тут без острых углов, округлое, уводящее от толпы к встрече со светом и воздухом полотен импрессионистов (экспозицию делало архитектурное бюро Сергея Чобана).
Сказать, что зрители соскучились по "отрадному", ничего не сказать. На выставке — аншлаг. Билеты лучше покупать заранее онлайн. И да, для детей разных возрастов есть специальные программы — от экскурсионного сериала "Впечатлители" для детей до 12 лет до дискуссии "Импрессия?" для тинейджеров.
Афиша
Выставка до 1 июня. Билеты в будни стоят 650 рублей, в выходные — 850 рублей. Льготные билеты для студентов и пенсионеров — 350 рублей на неделе и 500 рублей в выходные. Если вам нет 18 лет, то вход бесплатный.