Новости Москвы

Михаил Блинкин, НИУ ВШЭ: «Разветвленная сеть метро здорово может изменить городскую среду»

— Михаил Яковлевич, как, по вашему мнению, должно развиваться метро в городе-миллионнике?

Михаил Блинкин, НИУ ВШЭ: "Разветвленная сеть метро здорово может изменить городскую среду"

© Волга Ньюс

— Есть условия, которые были определены в мировом метростроении в 60-х годах позапрошлого века: население от трех миллионов человек, плотность населения — от 50 жителей на гектар застроенной территории. Насколько я понимаю, в Самаре эти цифры не соблюдаются.

Но теория вопроса и социальная психология — абсолютно разные вещи. Есть города, где население настроено ждать метро. И нет ни одного эксперта, политика, который сказал бы: "Ваши ожидания — ерунда, метро строить не будем". Это очень сложный вопрос.

То есть теория с ее цифрами и моделями — это одно, а социальное и психологическое состояние города — совершенно другое. На эту тему есть показательные кейсы, например, красноярское метро. Знаю, какие конфликты там идут на этот счет. Замечателен и кейс Нижнего Новгорода.

— Сейчас в Самаре есть одна линия, состоящая из десяти функционирующих станций, в процессе строительства — одиннадцатая. Вы как-то сказали, что "если какой-то город однажды влез в метрополитенные проекты, то уже надо продолжать работу в этом направлении".

— Дело в том, что одна линия метро ни для какого города никакой роли не играет. Метро — это сеть, по крайней мере, состоящая из нескольких линий, с помощью которых можно было бы решать разные задачи.

— Способно ли освоение подземного пространства качественно изменить городскую среду и удовлетворить актуальные потребности горожан?

— Да, может, если это сеть, которая покрывает все пространство города. Одна отдельно взятая линия ничего не изменит. Она облегчит какой-то части населения жизнь, но не более того. Очень здорово изменить городскую среду может сеть с множеством линий, разветвлений.

— Многие убеждены, что строительство новых станций должен финансировать федеральный центр (как это было в Советском Союзе), местным бюджетам не потянуть этот проект.

— Решение о строительстве метро где бы то ни было — от Тбилиси и Минска до Самары — принималось на уровне ЦК КПСС. Оно готовилось в Госплане СССР, в Госстрое Союза. Все метрополитены в России строились за счет даже не республиканского — союзного бюджета. Другого не могло быть. А городской бюджет — совсем про другое. На самом деле за счет муниципальной казны строились очень немногие метрополитены в мире — лондонский, московский при Собянине. Но это, скорее, исключение, и речь — о мегаполисах самодостаточных.

— Если средства на строительство есть, то в чем еще могут быть проволочки, препятствующие увеличению темпов строительства самарской подземки?

— Во-первых, это очень большие деньги. Во-вторых, это всегда очень сложная идеологическая проблема: где копать, на какой глубине. Есть города, где метро можно прокладывать неглубоким залеганием, на 15-20 метров. А есть те, где имеются водоносные слои, и необходимо спускаться на 80 метров. Строительная специфика, плотность заселения в городе, его внутреннее устройство (как организована корреспонденция, куда и как часто ездят люди, далеко ли от своего дома) — все играет роль. В очень многих городах жилой массив примыкает к огромному производственному комплексу, заводу. Словом, везде это устроено по-разному, как и идеология. Существует масса нюансов, и нет общих правил, даже самых примитивных, чтобы в крупном городе метро позарез было необходимо.

— В промышленном Куйбышеве метро как раз соединяло заводы с периферией…

— По-другому в СССР и не строили, это типовые проекты 1970-80-х годов. Нынешняя схема расселения и рабочих мест — это про другое. Необходимо новое актуальное градостроительное проектирование, с анализом трафика и всего сопутствующего.

— Может ли скоростной трамвай стать альтернативой подземке?

— Теоретически город-миллионник обойтись без метро может. Скоростной трамвай гораздо дешевле. Но повторю: без учета социально-психологического настроя населения теоретические соображения мало валидны.

Источник: news.rambler.ru

Похожие записи

Выставку ВЭФ «Улица Дальнего Востока» посетили более 40 тыс. человек

Москвичей попросили не укрываться под деревьями из-за порывистого ветра

Панда Катюша «пересчитала» опавшие листья в зоопарке и попала на видео

На избирательных участках столицы ЯНАО установят видеокамеры

В Ханты-Мансийске впервые за 100 лет температура воздуха опустилась до 42 градусов

Аэропорт Жуковский временно закрыли на прилет и вылет рейсов

Причалы речных вокзалов столицы приняли и отправили теплоходы почти 13 тысяч раз

Москвичам посоветовали забыть про бабье лето

Более 15 тыс. новых фонарей установили в московских дворах в 2023 году

Помощь для жителей Белгорода соберут в библиотеке №117

В Саратове ожидается возвращение сильного ветра и осадков

Синоптик предупредил о холодах в Свердловской области

Ваш комментарий

5 + 3 =

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой ваших данных этим веб-сайтом.

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей. Ок Подробнее