В мире

Медиация – древний и новый путь к профилактике и урегулированию конфликтов

Написать данную статью, меня побудило участие в Форуме «Сообщество» Общественной Палаты РФ, проходившего 22–23 августа в Магасе (Республика Ингушетия).

Медиация – древний и новый путь к профилактике и урегулированию конфликтов
© Вести Подмосковья

На одной из секций я с огромным интересом выслушал доклад о работе Примирительной комиссии при главе Республики Махмуд-Али Макшариповиче Калиматове.

В докладе отмечалось, что с начала года в Ингушетии удалось примирить участников 34 сложных конфликтов, «возникших по следующим причинам: убийство, бытовая ссора, дорожно-транспортные происшествия. Также ряд спорных ситуаций связан с претензиями некоторых представителей крупных тейпов на земли и башенные комплексы в горной Ингушетии» (Пресс-служба Главы и Правительства РИ, 02.08.2024).

В настоящее время комиссии по примирению враждующих семей также созданы в муниципальных образованиях региона. В составе данных комиссий работают главы сельских поселений, представители сельского совета, депутаты, имамы мечетей, авторитетные старейшины тейпов, общественники, а также полицейские».

Результаты работы комиссии впечатляют и опыт её работы доказывает, что медиация может быть успешной, если она основана на уважении к местным традициям и культуре. Он также высвечивает важность участия в процессе урегулирования конфликта авторитетных представителей общественности, которым доверяют обе стороны.

Об этой очень интересной и полезной практике, основанной на традиционных религиозных и культурных ценностях, мы и поговорим в настоящей статье.

Конфликты — неотъемлемая часть нашей жизни и самой «социальной ткани» общества. Они могут возникать между людьми, группами людей и даже целыми народами и странами.

В Коране есть множество примеров того, как важно искать пути мирного разрешения конфликтов. В Священных Книгах говорится о важности прощения, терпения и понимания. Эти ценности особенно актуальны сегодня.

Традиционные способы урегулирования конфликтов включают в себя переговоры, арбитраж и судебное разбирательство. Все эти методы имеют свои достоинства и недостатки. Переговоры могут быть неэффективными, если стороны не готовы к совместному поиску конструктивного решения спорных вопросов. Арбитраж может привести к тому, что одна сторона будет чувствовать себя ущемлённой. Судебное разбирательство может быть долгим и дорогостоящим.

Сура 4: «Ан-Ниса» («Женщины») гласит:

وَإِنْ خِفْتُمْ شِقَاقَ بَيْنِهِمَا فَابْعَثُواْ حَكَمًا مِّنْ أَهْلِهِ وَحَكَمًا مِّنْ أَهْلِهَا إِن يُرِيدَا إِصْلاَحًا يُوَفِّقِ اللّهُ بَيْنَهُمَا إِنَّ اللّهَ كَانَ عَلِيمًا خَبِيرًا

«Если между супругами произойдёт ссора, и вы боитесь разрыва, то призовите судью из своих родственников и судью из её родственников, которые желают примирить их, и тогда Аллах поможет достичь им доброго решения для супружеской пары: для продолжения мирной супружеской жизни или мирного, доброго разрыва. Поистине, Аллах знает и видит явные и тайные дела Своих рабов»!

В исламском праве существуют следующие форматы внесудебного разрешения конфликтов:

Примирение (Сулх):

— Аль-Джурджани («Таарифат») определяет Сулх как «соглашение о прекращении спора».

— Османский кодекс «Маджалла» определяет «Сулх» в статье 1531 как: «Договор, устраняющий спор путем согласия».

— Сулх также определяется как: «Соглашение между двумя или более сторонами о разрешении конкретного спора путем устранения его причин».

Посредничество (Вассата):

Аль-Джахшиари (331 г.х./943 г. н. э.) в своей книге «Китаб альвузара» описывает посредничество Мухаммада ибн Муслима, с целью урегулирования споров о платеже земельного налога (харааджа), и также Посредничество Яхьи между неким человеком и аббасидским халифом Харуном ар-Рашидом (198 г.х./ 814 г. н. э.). В исламском праве посредничество принято называть «хождение между спорящими».

Медиация (вассата) — это доброжелательная и необязывающая процедура прекращения спора. Для неё характерно участие одного или нескольких посредников в споре, по собственной инициативе, либо по приглашению сторон.

Таким образом, исламская медиация – это процесс урегулирования разногласий, в котором беспристрастная третья сторона (посредник) помогает спорящим людям найти взаимоприемлемое решение.

Исламская медиация основана на следующих принципах:

— процесс должен быть справедливым для всех сторон с равным представительством каждой стороны;

— процесс требует совместного решения проблем между участниками спора;

— усилия, направлены на создание ситуации «выигрыш/выигрыш», приемлемой для всех сторон;

— нацеленность на будущее с акцентом на восстановление отношений или признание того, что несогласие тоже приемлемо, но должно выражаться в приемлемой форме и конструктивно;

— уважение ко всем заинтересованным сторонам должно стоять на переднем крае всех дискуссий и переговоров;

— прошлые проблемы могут быть частью обсуждения без возложения вины за то, что произошло в прошлом;

— убеждение в том, что признание чувств и фактов позволяет участникам отпустить гнев и двигаться вперед;

— подтверждение веры в то, что Аллах наблюдает за всем.

Пророк Мухаммад (мир Ему и благословение Аллаха) обычно поощрял и давал возможность всем сторонам:

— подумать о здравом смысле для решения проблем, который принесет пользу всем, включая семьи участников и общество в целом;

— подумать, как стороны могли бы исправить ситуацию и найти собственное практическое решение, которое принесет пользу всем сторонам;

— восстанавливать отношения, работая вместе, чтобы найти общую почву для решения проблемы;

— достичь соглашения, которое является их собственным.

С тех пор, медиация прошла большой путь и выработала целый ряд практических приёмов, которые опираются на последние достижения психологии личности, социальной психологии, культурной антропологии и нейронаук.

В классическом учебнике академика В.А. Тишкова и профессора Ю. П. Шабаева «Этнополитология: Политические функции этничности» указано:

«Существует четыре основные формы разрешения социальных конфликтов, к которым относятся и этнополитические конфликты:

— насильственная, предполагающая использование силы, включая вооруженное противостояние сторон конфликта;

— состязательная, предполагающая использование для разрешения конфликта судебные процессы, служебные расследования и другие процедуры;

— согласительная, основывающаяся на достижении компромисса, консенсуса между конфликтующими сторонами и использующая для достижения согласия медиацию (использование по взаимному согласию сторон нейтрального посредника, не афиширующего свою деятельность), переговоры, независимую процедуру;

— смешанная, предполагающая использование таких процедур, как мини-суд, арбитраж, посредничество и др.».

Как следует из приведённого выше отрывка книги – медиация и иные формы согласительного урегулирования конфликтов являются важным элементом в комплексе предупреждения и урегулирования социальных конфликтов!

Опираясь на традиционные ценности культур и народов России, и используя последние наработки современной медиации – гражданское общество может и даже обязано активно включиться в созидательную работу по укреплению межнационального и межрелигиозного единства в России!

При этом, важно понимать того, что «единство» – это не застывшая ригидная конструкция, а динамичная адаптивная форма, позволяющая нашему обществу развиваться, конструктивно дискутировать, преодолевать постоянно проявляющиеся противоречия и решать их совместно и уважительно для всеобщего блага.

Разумеется, медиация не является панацеей от всех конфликтов. Она далеко не всегда эффективна, но будучи применённой в комплексе мер, который имеет потенциал и других, более жёстких средств урегулирования — часто выбирается сторонами, как предпочтительный способ нормализации ситуации.

По нашему мнению, обучение согласительным способам урегулирования социальных конфликтов государственных и муниципальных служащих и активистов НКО – настоятельное требование времени, и такую работу мы ведём, совместно с ОПРФ и ФАДН России.

Автор статьи Николай Григорьев, член Общественного Совета ФАДН, член Экспертного совета ФАДН

Источник: news.rambler.ru

Похожие записи

В Британии предупредили о возможности санкций против Украины

Посол Джалали заявил о готовности Ирана проводить газ РФ через свою территорию

Пока вы не уснули: «прощальный» пост Залужного и цель визита Такера Карлсона в Россию

Украинский депутат указал на нежелание Зеленского проводить аудит

Кандидат в вице-президенты США Вэнс высказался за переговоры с Россией по Украине

В Германии не исключили разрешение ВСУ бить вглубь России немецким оружием

Сийярто: администрация Байдена не заинтересована в хороших отношениях с Венгрией

МИД Израиля заявил, что не станет отзывать объявление генсека ООН персоной нон грата

Стало известно число кандидатов на пост президента Белоруссии

Австралия ввела санкции против руководящих сотрудников ракетной программы Ирана

Израильтянина не пустили в Белоруссию из-за подписки на Telegram-канал

Economist: Владимира Зеленского держат в неведении относительно положения ВСУ

Ваш комментарий

+ 11 = 13

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой ваших данных этим веб-сайтом.

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей. Ок Подробнее