В одном из номеров «Курской правды» за 1934 год была опубликована статья «Незаслуженно забытый мастер кисти», в которой отмечалось, что замечательный художник Пётр Лихин «работает в полном одиночестве, оторванный от творческих организаций». Что же это за живописец такой? А ведь он среди прочего был инициатором создания и первым руководителем Курской картинной галереи. И примечательно, что в художественном училище при Императорской Академии художеств его учителем был сам Илья Ефимович Репин. Давайте вспомним Петра Константиновича Лихина, да и повод есть, в этом году у него юбилей – 145 лет со дня рождения. Родом из купцов Людмила Сергеевна Ласочко, курский архивист, в статье о Петре Лихине в календаре знаменательных дат нашего края за этот год пишет, что в ГАКО (Государственный архив Курской области) хранится личный фонд курского художника. Фонд сравнительно небольшой: насчитывает 38 единиц хранения, однако по своему содержанию, многообразию видов документов он с большей или меньшей полнотой охватывает все значительные события жизни и творчества художника. Материалы были переданы в архив в 1963 году самим художником. Биографические документы, рисунки, эскизы, зарисовки, фотографии картин и эскизов, каталоги выставок, в которых принимал участие Пётр Константинович, характеризуют его как художника-реалиста, пробовавшего свои силы в различных жанрах. Итак, начнём с самого начала. Пётр Константинович Лихин родился в 1879 году в городе Судже в купеческой семье. Склонность к рисованию проявилась у него с раннего детства. Будучи учеником Суджанского уездного училища, он обратил на себя внимание преподавателя Владимира Михайловича Лошкарёва, который стал учить его рисованию с натуры. Чтобы отец, который мечтал о продолжении своего торгового дела, отпустил одарённого сына на учёбу, пришлось подключиться не только учителю уездного училища Лошкарёву, но и общественности города, близким, знакомым. Уговорили… В 1895 году в 16 лет Лихин поступает в Одесскую художественную школу, которая считалась одной из лучших рисовальных школ в стране. Прекрасные руководители этого учебного заведения – художники Геннадий Александрович Ладыженский и Кириак Константинович Костанди, а также реалистическое направление школы окончательно определили Лихина как художника. На стыке веков, в 1900 году, он успешно окончил Одесскую художественную школу. За достигнутые успехи по рисунку и живописи с «мёртвой и живой натуры» молодой художник Лихин получил два похвальных листа и три медали: малую бронзовую и две малых серебряных. Открылась дорога в столицу Ученик Репина И осенью 1900 года Пётр Константинович Лихин становится учеником Высшего художественного училища при Императорской Академии художеств в Петербурге, где работает под руководством ряда известных профессоров (Творожников, Савинский, Залеман, Маковский), а затем и самого Ильи Ефимовича Репина, а также Павла Петровича Чистякова. Обучаясь в Академии художеств под руководством Ильи Репина, Пётр Лихин достиг высокого мастерства как пейзажист и портретист. В 1909 году под руководством Павла Чистякова Пётр Лихин начал работать над дипломным эскизом «Мать». В процессе работы кроме одобренного Советом академии эскиза художник делает ещё два варианта картины. Чистяков, узнав об этом, выразил сожаление и посоветовал делать картину по первому варианту: «Жаль, что Вы переделываете картину Вашу, но делать нечего…» – так писал он в письме к Лихину 5 декабря 1909 года. Осенью 1910 году дипломная работа была представлена в Совет академии и получила высокую оценку. Картина за баснословную цену (600 рублей золотом) была приобретена Академией художеств. Позже она была передана музею им. В.В. Верещагина в Николаеве, во время Великой Отечественной войны картина, к сожалению, бесследно исчезла. В 1910 году Лихин окончил Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств, получил звание художника со свидетельством на право преподавания рисования в средних учебных заведениях. Командирован в Суджу В марте 1911 года он был утверждён в должности преподавателя графических искусств в Белопольской женской прогимназии, а с 30 апреля 1913 года командирован в Суджанское Николаевское реальное училище для исполнения должности учителя рисования, черчения и чистописания. C 1915 по 1922 год Лихиным вместе со знаменитым Нестеровым были выполнены росписи Преображенского храма в суджанском селе Замостье. Преображенский храм был построен из кирпича в 1865 году трудами боголюбивых прихожан в стиле русской архитектуры XVII веке. Церковь пятиглавая, шатровая, шестистолпная, с трёхъярусной шатровой колокольней. Примечательно, что фрески сохранились до наших дней. Это подражание Виктору Михайловичу Васнецову. Начиная с 1920 года Пётр Константинович становится участником ряда выставок, из которых следует отметить выставку работ учеников Ильи Репина в 1928 года в Москве (на этой выставке Лихиным были представлены четыре этюда и картина «Мальвы»), художественно-кустарную выставку в Рыльске (1928 год), художественную выставку в Судже (1929 год). В Судже Лихин прожил до 1934 года, работал в реальном и педагогическом училищах, местном кинотеатре, был гримёром и актёром, руководил студией, которую организовал у себя в мастерской для желающих бесплатно научиться рисовать. И вот тогда-то в одном из номеров газеты «Курская правда» и была опубликована статья «Незаслуженно забытый мастер кисти», в которой отмечалось, что замечательный художник Лихин «работает в полном одиночестве, оторванный от творческих организаций». Затруднительное материальное положение, работа в школе, которой Лихин уделял много времени, не позволяли ему серьёзно заняться живописью. И всё же в 1933 году на выставке Центрально-Чернозёмной области в Воронеже были представлены его картины, написанные в суджанский период жизни. В центре внимания выставки оказалась картина Лихина «Жертвы империалистической войны», о которой в областной газете «Коммуна» писалось: «Лихин создал потрясающее своим трагизмом полотно «Жертвы империалистической войны». Все пять картин Лихина с этой выставки были приобретены для Воронежского художественного музея и музея краеведения. С этого момента художник получил известность, его творчеством стали интересоваться. Курский период В 1934 году Петр Константинович Лихин переехал с семьей в Курск и прожил здесь до 1951 года. Это был период интенсивного творчества, активного участия в культурной жизни города и образованной в 1934 году Курской области. Он принимает участие в организации областной картинной галереи и становится первым её руководителем. В приказе №18 по облоно (областной отдел народного образования) от 7 января 1935 года записано: «зачислить художника Лихина с 1 января 1935 г. зав. картинной галереей и художественной студией областного краеведческого музея, освободить Лихина от работы преподавателем изотехникума». Интересно, что благодаря Петру Константиновичу сохранился в первозданном виде один из иконостасов Сергиево-Казанского собора. Именно в соборе первоначально было решено разместить выставочный зал, а также школу рисования. Руководя ремонтными работами, художник Лихин сделал так, чтобы перед иконостасами возвели стены. С организацией областного Союза художников, одним из инициаторов создания которого был сам Пётр Лихин, он избирается членом правления Союза. Активно участвует в первой областной выставке курских художников в 1935 году. В 1936 году на 2-й выставке курских художников было представлено 24 картины Петра Лихина. Стоит отметить, что деньги, полученные за входные билеты, были переданы в фонд помощи детям и женщинам героической Испании. Экслибрисы В 1937 году была открыта выставка живописи и рисунка художника Петра Константиновича Лихина, посвящённая 25-летию его художественно-педагогической деятельности. На выставке было представлено 267 рисунков и эскизов, относящихся как к академическому периоду творчества (1909–1910 годы), так и к последующему времени. Особо стоит сказать о состоявшейся в 1940 году первой выставке книжного знака (ex libris). Ex libris зародился ещё в XV столетии. Среди известных мастеров экслибриса – имена Дюрера, Гойи и многих других. Экслибрис (от латинского ex libris — «из книг») – книжный знак, удостоверяющий владельца книги. Экслибрис наклеивается или проставляется печатью чаще всего на форзац. Древнейший русский экслибрис – это рисованный от руки книжный знак игумена Досифея, обнаруженный в книгах Соловецкого монастыря за 1493–1494 годы. Экслибрисы представляют собой как отдельное направление собирательства, так и признак, увеличивающий стоимость антикварной книги, зачастую многократно. Принадлежность книги известному владельцу существенно влияет на спрос. В России первые книжные знаки появились в XVIII веке, их было немного, так как было очень мало владельцев библиотек, и только в XX веке книжный знак получает широкое распространение. Появляются экслибрисы работ таких художников, как Врубель, Бенуа, Лансере, Кустодиев… В каталоге выставки представлен 251 книжный знак, в том числе книжные знаки работ курских художников, и знаки, сделанные для них. В каталоге шесть знаков, выполненных Петром Лихиным. Во время Великой Отечественной В период Великой Отечественной войны Пётр Константинович создал такие картины, как «Зверства немецких фашистов в партизанской деревне», «Грозные тучи на Западе», «В курском партизанском отряде», «Ледовое побоище», «Воззвание Минина», «Партизаны» и другие. Его произведения демонстрировались на всех областных выставках, на республиканских выставках в Москве, организованных в 1946 году. К сожалению, многие произведения мастера, находившиеся в музеях Воронежа, Николаева и других городов, погибли во время Великой Отечественной войны, о них мы можем судить лишь по многочисленным эскизам, рисункам, подготовительным наброскам или по репродукциям. Картина «Партизаны» экспонировалась на выставке художников в 1946 году в Москве. Картина находится в Курском краеведческом музее. В 1947 году Пётр Константинович принимал непосредственное участие в создании Курского художественно-графического училища. Стоит отметить, что Петром Лихиным было выполнено большое количество портретов, среди которых портрет Щепкина, написанный с натуры портрет революционера Петра Заломова, ставшего прототипом образа Павла Власова – героя романа Горького «Мать», портрет Чайковского, написанный для Сумской картинной галереи, портрет Героя Советского Союза Перекальского. И снова Суджа В 1951 году Лихин переехал в Суджу, где продолжал работать над портретами и пейзажами, регулярно участвовал в выставках. 11 июля 1959 года в Курской картинной галерее состоялся торжественный вечер, посвящённый 80-летию со дня его рождения и 50-летию творческой деятельности. Юбилейные адреса, поздравительные телеграммы президиума Академии художеств СССР, секретариата правления Союза художников СССР, областных отделений Союзов художников, хранящиеся в личном фонде художника, – это свидетельство признания таланта и заслуг Лихина. Многие свои картины Пётр Константинович передал в дар Курскому областному краеведческому музею (20 полотен), Курской картинной галерее (15 произведений живописи и графики и одна репродукция), Суджанскому райотделу культуры… Последний период жизни с 1951 по 1967 годы художник прожил в Судже. Похоронен на городском кладбище. В Судже есть мемориальный музей художника. Там находится часть его картин. Также в настоящее время в Суджанском краеведческом музее в двух залах располагается постоянная экспозиция произведений Петра Константиновича Лихина. Одна из улиц Курска названа в его честь. Курские художники ценят Петра Лихина не только за холсты, но и за удивительные организаторские способности. Он стоял у истоков картинной галереи, был одним из инициаторов создания местного отделения Союза художников и готовил новые поколения мастеров кисти к поступлению в училище, к созданию которого тоже приложил руку. Современников Лихина уже почти не осталось. Десять лет назад, когда в Курске отмечалось 135-летие Петра Константиновича, член Союза художников России Леонид Брынцев в интервью местным журналистам сказал: – Мы пришли ребятишками, его уже не было. Но мы наслышаны были о нём, видели его фотографии. Пётр Константинович Лихин для нас, курян, представляет очень большое, его помнят, его знают, в художественных кругах знают. Есть в его картинах мягкость оттенков, какой-то внутренний свет, ощущение гармонии с собой и миром. СПРАВКА «КП» Курская государственная картинная галерея имени А.А. Дейнеки – классический художественный музей, расположенный в Курске. В настоящее время собрание галереи охватывает 8448 произведений русского и западноевропейского искусства XVI–XX вв., среди которых живопись, скульптура, графика, декоративно-прикладное и народное искусство. Собрание европейской живописи включает картины Дю Тьеполо, Ф. Бароччи, И. Кленгеля. Среди русского искусства работы В. Тропинина, И. Левитана, Ф. Рокотова, В. Боровиковского, И. Крамского, В. Поленова, А. Куинджи. Большой интерес вызывает значительное собрание произведений А.А. Дейнеки, родившегося в Курске. Особенностью галереи является выявление и собирание произведений и других художников, связанных с Курском (В. Шварц, К. Трутовский, Е. Чепцов, К. Истомин и др.), современных курских художников, приобретение народного искусства (ткачество, вышивка, народный костюм, кожлянская игрушка). О том, как создавалась галерея, можно прочитать в статье «Курской правды» в номере за 10 февраля 2023 года (материал доступен на сайте). Подготовил Юрий МОРГУНОВ Фото из открытых источников
Предыдущая запись
Следующая запись