В Набережных Челнах (Республика Татарстан) продолжает работу выездная творческая лаборатория Театра Наций по современной драматургии.
В театре «Мастеровые» и Набережночелнинском государственном татарском драматическом театре имени Аяза Гилязова идут показы эскизов спектаклей, которые ставят режиссеры-магистранты школы-студии МХАТ.
Видео дня
Первым свой эскиз представил Ильдар Хуснуллин — с актерами театра «Мастеровые». Пьеса Ники Вельт «Бардо Тхёдол, или Бабушка, ты ведь умерла» написана в 2022 году. Была читка на фестивале в Электротеатре «Станиславский», пьеса вошла в шорт-лист «Любимовки-2023».
Для постановки выбрали репетиционный зал театра. В нем расположились зрители.
Обычная семья: мама, папа и двое детей. У них только что умерла бабушка. И вдруг она ожила — сидит в кухне, ест кутью. Члены семьи разговаривают с ней. Она молчит. «А бабушка навсегда с нами? Или мы с ней?» — спрашивает восьмилетний Коля. Никто не знает…
Что такое «Бардо Тхёдол»? Тибетская «Книга мертвых», цикл ритуальных буддийских текстов, которые звучат в течение 49 дней для умирающего и во время похорон, чтобы провести человека от момента остановки дыхания до нового воплощения. Эту книгу читает бабушке внучка Катя.
После показа — обсуждение, где свое мнение высказывали зрители, а также мастер курса — режиссер Виктор Рыжаков и арт-директор лаборатории, критик Олег Лоевский. Говорили о пьесе, ее персонажах, ритме спектакля, об актерской игре. О юморе, который «отлично срабатывает — зал реагирует моментально».
А еще зрителей просят проголосовать. Для этого установили два ящика, один с надписью «Продолжить работу», другой — «Забыть как страшный сон». Возможно, режиссер будет приглашен на постановку спектакля, и он пополнит репертуар театра….
Далее режиссер ответил на вопросы корреспондента «РГ».
Ильдару 24 года. В 2020 году окончил Казанский институт культуры по специальности «руководство любительским театральным коллективом». Участник нескольких творческих лабораторий.
Ваши ощущения? Оправдались ожидания?
Ильдар Хуснуллин: Очень приятно, что все случилось. Зрительская реакция оказалась неожиданной, не совпавшей с реальностью. Было много смеха — даже там, где мы совсем не ожидали, и это, конечно, направило наш эскиз в другую сторону. Плохо это или хорошо — поймем позже. Нужно все обсудить и обдумать.
Артисты — прекрасные, отзывчивые, на репетициях мы обсуждали материал, искали, пробовали, и у нас получилось найти общую тему. Видно было, что актерам интересно. Нет ощущения, что это вымученная работа.
Как вы определили жанр спектакля?
Ильдар Хуснуллин: Мистический реализм. Когда мы встретились с актерами на первой читке, они спросили: «Это же комедия будет?» Совсем нет, хотя пьеса с юмором, таким жизненным, там много шуток. И в этом, я считаю, ее очарование. Она смешная- смешная, а потом появляется совершенно другое ощущение. И все это нашло отклик у артистов и у меня.
Для чего нужны лаборатории?
Ильдар Хуснуллин: Для начинающего режиссера это, прежде всего, опыт. Возможность показать себя. И огромный интерес. Самое интересное — поиск, когда вместе с командой ищешь, как воплотить свои идеи. Лаборатория — это наш хлеб, наше все. То место, где живут молодые режиссеры. Там мы ищем новые формы, языки, подходы, пьесы, набираемся опыта методом проб и ошибок.
Что такое лаборатория для артиста? Я называю это пробуждением ото сна. Артист работает, занят в репертуаре, и вдруг в театре появляется какой-то странный молодой парень (или девушка) и говорит: «Мы сейчас сделаем необычно. Вот так!..» И артист думает: «Зачем он поднял меня, куда тащит?..» А потом он пробуждается, его актерский аппарат разминается, как минимум. Тут и перспектива появления нового спектакля, в котором он, возможно, будет играть. Условия необычные, экстрим: за пять дней надо поставить мини-спектакль (наш показ длился ровно час) — не за месяц-два. Мы точно определили тему, посыл — о чем хотим поговорить со зрителем, и поэтому смогли быстро поставить не просто отрывок, а всю пьесу.
Прямая речь
У ваших магистрантов это не первая лаборатория?
Виктор Рыжаков, мастер курса: За последние полгода эта режиссерская компания побывала на лабораториях в Казахстане, Казани, Саратове. Участие в разных лабораториях — один из основных инструментов образовательной программы нашей мастерской. Разные темы лабораторий позволяют получить опыт работы не только с группой актеров разных театральных школ, но и со всеми специалистами постановочного процесса: сценографами, композиторами, художниками по свету, художниками по костюму, видеографами и собственно с самими театрами во всем многообразии их организационных форм. Уникальность лаборатории в Набережных Челнах — в ее многонациональной профессиональной коллаборации с двумя театрами города и труппы из Мариуполя, в которой участвуют актеры и режиссеры разного опыта и разных поколений, представители разных национальных культур и театральных направлений. Взаимообмен и соединение, соучастие и взаимодействие — необходимые процессы театрального искусства. Мастер-классы, лекции, творческие встречи, многочасовые репетиции, обсуждения увиденного и изучаемого, человеческое и профессиональное общение на протяжении восьми дней — это лишь небольшая видимая часть состоявшегося события в театральной жизни страны.
К слову
Выездная творческая лаборатория по современной драматургии организована Государственным Театром Наций, Благотворительным фондом народного артиста России Евгения Миронова «Театральные инициативы» при поддержке Министерства культуры РФ в рамках федеральной программы по поддержке театров малых городов России.