Общество

Лауреат Эрмитажной премии Эйфман представит премьеру «Преступления и наказания»

Сегодня — "нулевой день" Санкт-Петербургского международного форума объединенных культур, который в этом году состоится уже в десятый раз. С 2023 года в рамках форума вручается Эрмитажная премия, учрежденная оргкомитетом форума и одним из самых знаменитых музеев мира. Церемония награждения состоится 14 сентября, но российскому лауреату этого года — художественному руководителю Театра балета Бориса Эйфмана и президенту Академии танца Бориса Эйфмана Борису Эйфману думать об этом просто некогда. Сейчас он готовит премьеру спектакля "Преступление и наказание", которая состоится на сцене Александринского театра 17 и 18 сентября.

Лауреат Эрмитажной премии Эйфман представит премьеру "Преступления и наказания"
© Российская Газета

Борис Яковлевич, вы уже не впервые обращаетесь к творчеству Достоевского — в понимании большинства совсем не "балетного" писателя: его романы многофигурные, в них важны внутренние монологи героев. Почему сейчас — именно "Преступление и наказание", самый хрестоматийный, самый "школьный" роман Достоевского?

Борис Эйфман: Достоевский — писатель, с которым еще в молодости у меня установилась особая, очень тесная духовная связь. Произведения Федора Михайловича — бесценный кладезь мудрости, причем мудрости надвременной, вселенской. И я год за годом впитывал ее, находя в великих романах ключи к пониманию наиболее трудных философских проблем бытия человеческого. Балет "Идиот", мой первый спектакль по книге Достоевского, появился в 1980 году. Прошло почти полвека. За этот период и я сам, и мой театр проделали серьезнейший путь развития — профессионального, художественного, интеллектуального. Я мечтал перенести "Преступление и наказание" на сцену практически всю сознательную жизнь. Но только теперь могу сказать, что созрел для подобного вызова.

Лауреат Эрмитажной премии Эйфман представит премьеру Борис Эйфман. Фото: Евгений Матвеев / Театр балета Бориса Эйфмана

Почему именно сегодня так актуально и популярно это произведение? Мы живем в драматичную эпоху разрушения высших моральных законов. Для Достоевского они абсолютны, неоспоримы, ибо их отрицание неминуемо ввергнет человечество в катастрофу. Раскольников, пролив чужую кровь и тем самым совершив метафизическое самоубийство, в результате мучительных внутренних метаморфоз все же приходит к воскресению. А нынешние "недораскольниковы" грешат, отвергают все мыслимые нравственные нормы, однако оказываются неспособны стать на путь спасения.

Кто ваш любимый герой в романе Достоевского? И кто будет исполнять главные роли в новом спектакле?

Борис Эйфман: Работая над спектаклем, я как бы растворяюсь во всех героях. В каждом из них — частица моей души. Я стремился не отыскивать фаворитов среди персонажей "Преступления и наказания", а глубоко погрузиться в психологический и эмоциональный мир основных действующих лиц. Исследовать те его тайны, к разгадке которых возможно подступиться лишь с помощью инструментария языка танца. В премьере заняты как признанные звезды нашего театра (Любовь Андреева, Дмитрий Фишер, Мария Абашова), так и молодые солисты.

Много лет у вас постоянные ведущие солисты — есть ли в труппе новички? Как вы оцениваете их потенциал?

Борис Эйфман: Состав труппы регулярно обновляется. В новом сезоне к нам пришли 13 артистов — выпускники Академии Вагановой, Академии танца Бориса Эйфмана, других известных школ. Считаю, у них есть все данные, чтобы адаптироваться к нашему стилю и прожить в театре счастливую творческую жизнь.

Лауреат Эрмитажной премии Эйфман представит премьеру Фото: Евгений Матвеев / Театр балета Бориса Эйфмана

Для этого спектакля вы выбрали не только классический, но и практически современный нам музыкальный материал — музыку Бориса Тищенко. Почему?

Борис Эйфман: Я выбираю музыку, вдохновляющую на сочинение хореографии. Это главный критерий. Действительно, Тищенко — совершенно новый для нашего театра автор. Я работал с его произведениями впервые. Музыка Бориса Ивановича достаточно сложна гармонически и драматургически. Но как раз в ней для меня "зазвучали" сильнейшие эмоции и "проклятые" вопросы, пронизывающие роман Достоевского.

Петербургу повезло, что вы работаете именно на берегах Невы. Будет ли у зрителей в других городах возможность увидеть ваши спектакли? Как изменилась ситуация с зарубежными гастролями?

Борис Эйфман: В последние годы мы интенсивно гастролируем по России. Раньше некоторые города не видели нас десятилетиями. Теперь многие пробелы устранены. Я рад, что современное хореографическое искусство стало доступнее для зрителей регионов.

В апреле и мае следующего года труппа проведет тур по Сибири и Уралу. Посетим Иркутск, Красноярск, Новосибирск и Сургут. В то же время театр сохраняет статус одного из лидеров отечественной культурной дипломатии. Только на осень у нас запланированы гастроли в нескольких странах дальнего зарубежья. Так, сразу после премьеры "Преступления и наказания" мы отправимся в Израиль. В октябре в рамках международного проекта "Русские сезоны" впервые с 1997 года выступим в Бразилии. В ноябре начнется большой тур по Китаю, где коллектив представляет свой репертуар регулярно и с колоссальным успехом.

Лауреат Эрмитажной премии Эйфман представит премьеру Фото: Евгений Матвеев / Театр балета Бориса Эйфмана

Театр Бориса Эйфмана — уникальное явление, у него нет конкурентов. Но для искусства все же важны новые впечатления — как вы их получаете? Смотрите ли, к примеру, фестивали современного танца?

Борис Эйфман: Конечно, я стараюсь получать информацию обо всех крупных балетных событиях. Благодаря интернету делать это довольно легко. Хотя речь в данном случае исключительно о том, как оставаться в глобальном профессиональном контексте, но никак не об источниках вдохновения. Спектакли не рождаются в результате просмотра видеороликов. Появлению идеи новой постановки всегда предшествует тяжелейшая духовная и интеллектуальная работа, период напряженных поисков.

Как развивается фестиваль "Юный хореограф" на базе Академии танца, ориентированный на популяризацию балетмейстерского искусства?

Борис Эйфман: Он был организован Академией танца два года назад. Сейчас проект приобрел статус всероссийского, в нем могут участвовать начинающие авторы балетных постановок в возрасте от 12 до 19 лет из всех регионов. Я сам сочиняю хореографию с 13 лет, поэтому прекрасно понимаю, насколько важно своевременно поддерживать тех, кому судьба ниспослала особый дар выражать на языке тела жизнь духа. Мы получили 600 заявок. Лучшие работы будут показаны в финале конкурсной части "Юного хореографа". Он пройдет в конце октября на сцене Театра Академии танца.

Лауреат Эрмитажной премии Эйфман представит премьеру Фото: Евгений Матвеев / Театр балета Бориса Эйфмана

В мае воспитанники академии исполнили в рамках выпускного концерта ваши легендарные балеты "Мусагет" и "Мой Иерусалим" — постановки, пластически и содержательно очень трудные даже для взрослых артистов. Не опасаетесь ли вы — как автор — отдавать их для исполнения начинающим артистам?

Борис Эйфман: Сегодня в балетные компании зачастую приходят молодые артисты, чувствующие себя уверенно только в "Лебедином озере". Между тем в репертуаре театров преобладают современные постановки. Качественно исполнять их танцовщики с классической выучкой не в состоянии. Как следствие — травмы, нервные срывы, мысли об уходе из балета. Задача нашей академии — воспитать универсальных артистов XXI века, готовых танцевать на высоком уровне разнообразный хореографический материал. Причем исполнительская практика должна идти у студентов постоянно и с самого раннего возраста. Иначе они не ощутят в себе неистребимую любовь к сцене, отличающую подлинного артиста. И здесь не до авторских опасений.

Работая над спектаклем, я растворяюсь во всех героях. В каждом из них — частица моей души

Если я начну бояться давать выпускникам академии разучивать свои спектакли, кадровый голод в балете никогда не будет преодолен. Итог показа "Мусагета" и "Моего Иерусалима" в какой-то степени превзошел ожидания. Новое поколение танцовщиков с их уникальной подготовкой, превосходными физическими данными и широкими техническими возможностями не просто освоило труднейший репертуар, а представило обе постановки в том виде, в котором они когда-то и задумывались. Академия существует 11 лет. С момента первого выпуска десятки воспитанников школы трудоустроились в главные труппы страны — в Большой и Мариинский театры, наш коллектив. Создавая не имеющую аналогов инновационную образовательную программу, я и мои коллеги рисковали. Тем не менее риск оказался оправданным.

Будет ли продолжена работа по созданию фильмов-балетов на основе собственной хореографии? Что на очереди?

Борис Эйфман: В январе в Санкт-Петербурге должны состояться съемки киноверсии спектакля "Чайка. Балетная история" — уже десятой постановки, переносимой театром на экран за последние годы. Пока же я трачу почти все свободные от репетиций часы на монтаж фильма "Русский Гамлет". Доверить столь изнурительную работу просто некому. Ведь никто не знает хореографию балета лучше ее автора. Так что я сознательно обрекаю себя на эту каторгу. Зато я полностью уверен: наш спектакль — в отличие от многих репертуарных названий прошлых десятилетий — не канет в Лету, а будет сохранен для истории. Кроме того, его увидят миллионы зрителей.

Дворец танца — тема, которая поднимается практически в каждом большом интервью на протяжении многих лет и которая пока, к сожалению, остается незакрытой. Как дела на строительной площадке?

Борис Эйфман: Несмотря на многочисленные организационные сложности, строительство сейчас заметно активизировалось. Завершен монтаж стен и нижней механизации сцены, совсем скоро начнется отделка внутренних помещений. Я жду момента открытия Дворца танца одновременно с радостью и тревогой. С одной стороны, труппа наконец перестанет жить унизительной жизнью скитальца, обретет свое собственное пристанище, а город получит грандиозный центр балетного искусства. С другой — мне даже страшно представить, сколько сил, времени и здоровья предстоит потратить на поиск сотен компетентных театральных специалистов, формирование новой четко функционирующей административной системы и решение множества других вопросов, от которых напрямую зависит реализация планируемой творческой программы дворца. Молюсь, чтобы Господь позволил мне осуществить задуманное.

Лауреат Эрмитажной премии Эйфман представит премьеру Фото: Евгений Матвеев / Театр балета Бориса Эйфмана

Кстати

Осенью в рамках проекта TheatreHD в кинотеатрах России и зарубежья будет демонстрироваться выпущенная в 2023 году экранная версия спектакля "Эффект Пигмалиона", премьера которой также состоялась в рамках Санкт-Петербургского международного форума объединенных культур. Показы пройдут почти в 70 городах. Расписание доступно на сайте проекта.

Источник: news.rambler.ru

Похожие записи

Пленарное заседание форума «История для будущего. Дальний Восток». Видеотрансляция

Российский Дед Мороз сегодня в Костроме: где его можно встретить

«Социальный автобус» выйдет на маршрут во Владивостоке

Жителей поселка Первый в Костроме подключат к муниципальной котельной

Восьмиклассники Ямала поборются за культурно-познавательную поездку в другие регионы

В России захотели построить арабские универмаги

Участник СВО поблагодарил курских школьников за пиьсма поддержки

Участница СВО из Нижнего Новгорода пожаловалась на отсутствие региональных выплат

ФСИН поможет семьям пострадавших при захвате волгоградской колонии сотрудников

ФСБ за 2 месяца пресекла деятельность подпольных оружейников в 39 регионах России

Счетная палата раскрыла серьезные нарушения в работе ряда российских музеев

В ЛНР состоялся просветительский марафон «Знание. Первые»

Ваш комментарий

+ 24 = 27

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой ваших данных этим веб-сайтом.

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей. Ок Подробнее