Почему петербуржцы вместо такси ловили попутки Попутки были частью транспортной культуры Петербурга еще с девяностых годов, когда ситуация с автобусами, трамваями и метро в городе была не самой хорошей. Обращение к услугам бомбил тогда было скорее необходимостью, отмечает в беседе с «ФедералПресс» независимый транспортный эксперт Михаил Бурцев. Актуальным это осталось и для «нулевых». «Как правило, если остановишь у дороги и протянешь руку, то остановится либо такси, либо частник. А с ним уже можно договориться о сумме, за которую можно доехать. И она всегда была меньше, чем в официальных таксопарках, в которые нужно было звонить, чтобы вызвать машину», – замечает Бурцев. Он добавляет, что ловля попуток была характерна для многих крупных городов России, и Петербург здесь не стал исключением. «Попутки – это эрзац такси. Еще в советское время было принято останавливать машину с зеленой подсветкой под лобовым стеклом (такой огонек был у такси в СССР) на улице, если найдешь. Потом, видимо, массовая память трансформировалась. И «голосованием» горожане начали останавливать не только такси, но и любые машины. Тем более что «зеленоглазых» быстро не стало», – говорит в беседе с «ФедералПресс» директор по решениям в области общественного транспорта компании Simetra Владимир Валдин. А сегодня людей, которые стоят и голосуют у дороги, вы просто не встретите, утверждает Михаил Бурцев. Но почему? Почему с улиц Петербурга исчезли попутки Количество «бомбил» в Петербурге стало снижаться в 2015–2016 годах. На этот тренд в то время обращал внимание и портал «ИнфоТакси». «Вероятно, уменьшение количества «бомбил» связано с ужесточением законов и повышением штрафов за незаконную перевозку», – отмечали аналитики. Они же тогда замечали, что на рынке появилось большое число «онлайн-сервисов агрегаторов», которые активно привлекали к сотрудничеству все большее число водителей. Именно появление таких платформ и привело к исчезновению попуток с улиц Северной столицы, сходятся во мнении опрошенные «ФедералПресс» эксперты. «Пользование агрегаторами проще, удобнее и безопаснее», – говорит Михаил Бурцев. Житель Петербурга Игорь в беседе с «ФедералПресс» вспомнил, что «первые несколько лет поездки на такси через агрегатор были мега-дешевые». «Когда ценники на такси упали до уровня ценников на попутки, все стали заказывать такси просто потому, что это безопаснее. Вызывая такси, ты хотя бы знаешь, что таксист и его машина подчиняются определенным регламентам, и шанс нарваться на неадеквата тут сильно ниже, чем при использовании попутки», – замечает горожанин. Однако Михаил Бурцев не считает, что агрегаторы изначально были намного выгоднее попуток. По его мнению, онлайн-сервисы выиграли конкуренцию за счет удобства и комфорта. Владимир Валдин соглашается с этим утверждением. Но в цене, замечает эксперт, новые сервисы не были сильно дешевле «бомбил». Конечно, онлайн-агрегаторы не имели обременения в виде личных таксопарков. У них не было штата – они сотрудничали с частными лицами или сторонними коллективами, благодаря чему могли ставить цены меньше, чем классические «такси». «Обычные таксомоторные компании вкладывают в стоимость поездки еще необходимые затраты на обслуживание и содержание своих автопарков. К тому же онлайн-сервисы устроены так, что значительно сократили время подачи автомобиля», – подчеркивали в «ИнфоТакси». Сегодня же тенденция по уходу частников в онлайн-сервисы такси продолжает расти, добавляет Михаил Бурцев. «Просто меняются правила игры. Люди стали больше заботиться о своей безопасности. И это правильно», – говорит эксперт. Последний краткий всплеск спроса на услуги попуток был в 2022 году, когда в Северной столице стартовала транспортная реформа. Тогда из-за путаницы с новыми маршрутами на конечных случались столпотворения. И «бомбила» с предложением довезти до метро казался некоторым горожанам хорошим вариантом хоть куда-то уехать. Связан ли уход «бомбил» с улучшением общественного транспорта Уход «бомбил» с улиц Петербурга никак не связан с развитием в городе общественного транспорта, улучшением маршрутной сети, считает транспортный эксперт Михаил Бурцев. «Тут весь вопрос в комфорте. А люди готовы за него платить», – говорит он. Владимир Валдин хоть и признает, что маршрутная сеть общественного транспорта, которая принимает единые проездные, стала удобнее, но не считает, что именно это замотивировало петербуржцев отказаться от «бомбил». «Влияние агрегаторов в этом вопросе сильнее, потому что это повышение доступности. Любой человек не любит ждать. А тут кнопочку нажал, и через какой-то момент приезжает машина», – подчеркивает Владимир Валдин. Сейчас же, отмечают эксперты, «агрегаторы окончательно монополизировали рынок и постепенно взвинтили цены – особенно за последние год-два. «По этой причине, думается мне, попутки частично вернутся в нашу жизнь», – прогнозирует житель Петербурга Игорь. Фото: ФедералПресс / Елена Майорова
Предыдущая запись