Третий по счету Всероссийский фестиваль театров кукол "Зазеркалье", как и два предыдущих, пронесся стремительно, оставив массу незабываемых впечатлений. В шестидневную программу уместилось одиннадцать спектаклей театров-участников и три — гостей фестиваля, а также лекции, капустники, экскурсии, занятия по контактной импровизации и творческие встречи.
Высокая планка была задана с первого же дня, когда Государственный академический центральный театр кукол им. С. В. Образцова представил спектакль "Жена мужа в Париж провожала". Это первый гастрольный выезд спектакля — причем сразу на малую родину исполнителя главной роли Александра Кузьмина, служившего когда-то в Алтайском государственном театре кукол "Сказка".
У этой "шукшинской" постановки необычная судьба. Спектакль родился из студенческого этюда, вспоминал на творческой встрече главный режиссер театра Образцова Борис Константинов. Он тогда учился на втором курсе Санкт-Петербургской госакадемии театрального искусства по специальности "Режиссура театра кукол". Для зачета требовалось выбрать прозу и сделать этюд. Уроженец Иркутской области прочел сборник рассказов Шукшина: "Он меня немножечко обжег, и я сочинил историю".
— Представьте, серый зимний Питер, снега нет. А для меня, сибиряка, зима без снега — неправильная зима, — рассказал Борис Константинов. — Как сказал бы Шукшин: "Не по-людски это". И вот иду я под дождем и на помойке вижу остов белой газовой плиты с дырками от конфорок. Я подумал: из нее должен пойти газ, которым отравился герой рассказа Колька Паратов.
В качестве декораций подвесили металлические трубы, выкрашенные в белый цвет, а ножки у плиты раскрасили штрихами, словно это березы. Этюд прошел не без приключений, друг Бориса Женя Ибрагимов, игравший Кольку, никак не мог задуть огонь, шедший из плиты, обжег усы и стал ругаться на родном черкесском. Но зачет студент Константинов все равно получил.
Прошло немало лет, а тема простого деревенского парня, пытавшегося пустить корни в большом городе, не отпускала режиссера. Борис Анатольевич, по его признанию, трудно привыкал к Москве: "Многое мне было шершаво, многое не нравилось". Но сибиряки — народ упертый и трудолюбивый, такие везде в цене.
Когда дело дошло до работы над спектаклем о трагической судьбе Кольки, Александр Кузьмин играть в нем отказался. А с другими исполнителями ничего не выходило: сначала Евгений Шавкунов ушел в Театр Наций, где ставили кукольный спектакль "Ходжа Насреддин". А заменивший его Алексей Соколов внезапно скоропостижно скончался. Видно, сама судьба — пусть и очень больно — толкала Кузьмина к этой роли. И он ее здорово играет. Точнее сказать, живет ею, нигде не пережимает, не фальшивит. Вот удивительное дело: в сентябре на фестивале "Здравствуйте, люди!", который проводил краевой театр драмы, точнее всех шукшинский нерв уловил тоже сибиряк — уроженец Новосибирска Виталий Гудков, поставивший "Рассказы" в питерском театре "На Литейном".
Государственный академический центральный театр кукол имени С. В. Образцова представил спектакль "Жена мужа в Париж провожала". Фото: Государственный краевой театр кукол "Сказка"
Впрочем, образ главного героя в "образцовской" постановке разложен на троих исполнителей. В этой триединой сущности Александр Кузьмин отвечает за реального Кольку, светлую сторону души которого раскрывает по-ангельски добрый Николай Сутормин, а темную половину — чертовски обаятельный Артур Арутюнов.
В спектакль из студенческого этюда перешли большие газовые трубы с вентилями. Мне они показались символом кипящего пара страстей внутри каждого из нас. Откроешь вентиль — неизвестно, что из нас вырвется под давлением, а не откроешь — рванет так, что мало не покажется. Многие герои Шукшина так и живут: под давлением не только снаружи, но и извне, и за их души ведут войну ангелы и демоны. Колька Паратов уходит из жизни, хотя Борис Константинов признается, что была мысль оставить его в живых: "Но Шукшин беспощаден — финал будет прежним, нам лишь остается бороться за душу героя. И главное испытание — это не страх смерти, а страх перед жизнью без смысла".
Внеконкурсные показы стали живым каркасом всего фестиваля. Удивительно нежный моноспектакль привезла Мария Гонсовска, актриса томского театра живых кукол "2+Ку" ("Двое и куклы"). В камерной обстановке крохотного зальчика с подушками вместо сидений "Закулиску" с маркировкой 6+ смотрела взрослая аудитория, в основном участники фестиваля. Было такое впечатление, что искушенные зрители вернулись в лучшие времена своего детства — настолько живо и непосредственно они реагировали на приключения обаятельной и непосредственной куклы на запястье по имени Закулиска. Сказочно богатые шейхи, морские пираты, людоеды на необитаемом острове — кто из нас не грезил этими персонажами в юные годы?
Закулиска, головка которой вырезана из корня кедра, а ладошки — из твердого бука, родилась в театре "2+Ку", основанном в 1991 году самобытным кукольником Владимиром Захаровым. Он и доверил забавную куклу своей замечательной ученице Маше. Процесс приручения кукол на запястье очень тонкий, но Гонсовска отлично справилась.
Яркий завершающий штрих на полотно третьего "Зазеркалья" нанес питерский театр "Karlsson haus". Юлия Курочкина (Свет) и Филипп Бородин (Эйнштейн) зажгли со спектаклем "Эйнштейн. Что нам светит?" Жанр трагикомедии помог артистам высветить разные грани своих талантов, а зрителям дал повод задуматься о фундаментальных вопросах бытия, которыми задавался великий ученый. Например, какая сила самая главная во Вселенной и почему рождаются дети? И да — что же нам всем светит в будущем?
Актриса томского театра живых кукол "2+Ку" Мария Гонсовска познакомила зрителей со своей Закулиской. Фото: Государственный краевой театр кукол "Сказка"
В разделе конкурсных работ Гран-при III Всероссийского фестиваля театров кукол "Зазеркалье" завоевал Нижнетагильский театр кукол со спектаклем "Как поймать тишину" (тот случай, когда совпали мнения обычных зрителей и профессионального жюри). В номинации "Лучшая работа режиссера" победила Елена Евстропова (спектакль "Жил-был Леша", театр артиста и куклы "Петрушка" из города Сургут).
Прямая речь
Давид Бурман, член жюри фестиваля:
— По общему мнению жюри, "Зазеркалье" безупречно организовано, хотя условия его проведения достаточно сложные. Бывает, что фестиваль нужен только группе энтузиастов, а остальному коллективу театра, где он проводится, все равно. В алтайской "Сказке" такого не наблюдалось. На фестивале не было ни одного проходного спектакля. Было видно, что в каждую работу творческие коллективы вложили огромный заряд любви. И почти все спектакли барнаульская публика приветствовала стоя, что говорит о высокой зрительской культуре. Мы всем составом жюри наблюдали за одной семьей, которая посмотрела, кажется, все спектакли. Папа, мама и ребенок. Эмоции отца были для нас самым главным "лакомством" в обсуждении спектаклей: "Это же про меня!" Так было после показов "Как поймать тишину", "Жил-был Леша", "Лес", который шел три часа. И практически на всех спектаклях собирался полный зал, что говорит о росте интереса к нашему виду искусства.