Дом муэдзина Галеевской мечети, где жил просветитель, ожидает реставрация
На этой неделе Комитет РТ по охране объектов культурного наследия сообщил, что рассматривает акты государственной историко-культурной экспертизы проектной документации на проведение работ в доме-музее Каюма Насыри в Казани на улице Парижской Коммуны, 35. Вероятно, давно ожидаемый ремонт и реставрация ОКН не за горами, ведь в следующем году со дня рождения просветителя исполнится 200 лет.
На время работ музей уйдет в отпуск
Как сообщает пресс-служба комитета, в доме было проведено инженерно-техническое обследование, в результате чего техническое состояние перегородок оценили как аварийное. В проекте, разработанном "Татинвестгражданпроектом", предусмотрены работы по реставрации элементов резного декора и тесовой обшивки фасадов, в том числе восполнение утрат и сколов, а также выполнение утраченных фрагментов из древесины, идентичной древесине подлинника. Также в проекте предусмотрена архитектурно-художественная подсветка главного фасада здания.
Как сообщили реставраторы, основные конструкции дома аварийными не были, и облик его в процессе реставрации не поменяется.
— Проектная документация на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения "Дом, в котором жил и в 1902 году умер татарский просветитель Каюм Насыри", в настоящее время в установленном порядке проходит согласование с заинтересованными ведомствами, — ответила генеральный директор Национального музея Алиса Вяткина (музей на улице Парижской Коммуны является их филиалом). — Решение о сроках начала работ будет принято после утверждения проектно-сметной документации. Работа музея будет приостановлена, экспозиция будет обновляться, обновление экскурсионных и событийных программ также запланировано.
Юбилей: конференция, спектакль, выставки, возможно, и фестиваль
Еще в марте 2018 года директор филиала Рушания Шафигуллина заявляла, что здание требует срочного ремонта, отдельные участки сильно обветшали, фундамент покосился. В плачевном состоянии был и забор, который сотрудники музея пробовали привести в порядок своими силами. Также она предполагала, что сад рядом с музеем можно было бы расширить.
Заведующая филиалом с прошлого года Кадрия Халимова рассказала, что к 200-летнему юбилею Насыри 14 февраля 2025 года планируется провести круглый стол. Такие встречи в день рождения просветителя проходят ежегодно. В прошлом году ее посвятили теме: "Каюм Насыри: актуализация наследия в музейном пространстве".
— Если удастся, то мы организуем фестиваль, посвященный ученым и просветителям XIX—XX веков. Планируется проведение и двух выставок, — сообщила Халимова, добавив, что Национальный музей также готовит спектакль, посвященный Насыри, его рабочее название "Одинокий Каюм", но пока непонятно, встретит ли музей этот юбилей в рабочем состоянии или уйдет в отпуск.
Кроме того, известно, что в этом году Министерство культуры Татарстана одобрило субсидию в 2 млн рублей на съемки фильма режиссера Марселя Махмутова "Байдек", основанного на текстах Каюма Насыри.
Знаток и мастер
Каюм Насыри родился в 1825 году в деревне Верхние Ширданы Свияжского уезда Казанской губернии. Ныне это Малые Ширданы Зеленодольского района, где теперь работает библиотека-музей. В семье были четыре сына и одна дочь. Отец Габеннасыр Хусаинов преподавал в медресе сел Береске (Атнинский район) и Маскара (Кукморский). Также есть музей, расположенный в доме, который перевезли из Малых Ширдан в 1947 году в село Большие Ачасыры.
После медресе Насыри преподавал родной язык в Казанском духовном училище и Казанской духовной семинарии. Также он пытался открыть свою русско-татарскую школу, которая работала в 1871—1876 годах. Это было первое учебное заведение подобного рода. К счастью, уже в 1876-м на современной улице Габдуллы Тукая, 73 появилась Татарская учительская школа, где готовили педагогов для татарских детей, она работала до 1917 года. После здесь открылся Татарский педагогический техникум, получивший в 1925 году имя Насыри.
Самые известные труды Насыри — это его календари, который он ежегодно выпускал в 1871—1897 годы: это внушительные собрания фактов о жизни, одежде, нравах, обычаях казанских татар. Кроме того, Насыри написал учебники по фонетике, грамматике, арифметике, географии, ботанике, словари, энциклопедию "Плоды для собеседников по литературе". Был также мастером каллиграфии, столяром, кулинаром.
Считается, что в 35-м доме он прожил более 15 лет, снимая две комнаты у своего родственника, муэдзина Галеевской мечети Мухамедбадыга Хусаинова. Нижний этаж дома был служебно-хозяйственным, а верхний — жилым. Отец Хусаинова Мохаммадгалим, дядя Насыри, как указывал ученый в одном из писем, поселился здесь 21 сентября 1859 года.
Открыть музей им. Насыри предложили уже в 1922-м, на посвященной ему конференции.
В результате музей начал работу в 2002-м. Интересно, что сам дом в 1970-е сгорел, после чего его хотели в восстановленном виде перенести в другое место, в связи с реставрацией улицы. Но против этого во время обсуждения на научно-реставрационном совете выступила общественность. Позднее, в 1991-м, дом вновь пережил пожар.
В музее, который сейчас стоит рядом с 80-й школой, хранятся труды Насыри, из личных вещей — учебник медресе по логике, переписанный ученым, часы-хронометр, трость и сундук, а также личные вещи родственников Хусаиновых. Пожалуй, самое приятное место — так называемый "Хәтер бакчасы"/"Сад памяти" с беседкой, созданный по материалам книги Насыри "Цветы и травы". Известно, что волонтеры школы (которая носит имя просветителя), помогают местному садовнику в уходе за растениями. Помимо лекций и презентаций, в музее проводят чаепития, причем некоторые рецепты блюд берут из книги "Наставление повару".
Загадочные факты из жизни Насыри
Дина Хабибуллина, в прошлом работавшая в музее Насыри, пишет диссертацию о его деятельности и ведет телеграм-канал о просветителе (ранее он был одним из онлайн-представительств музея в сети).
В целом, указывает она, в биографии Насыри немало странного. Она, в частности, отмечает, что в выданном в 1898 году ученому паспорте указано, что ему было на тот момент 69 лет. И под всеми графами стоит подтверждающая это подпись просветителя! Так что, вероятно, он родился в 1829 году. Лишь на полях чей-то рукой написано о 1825 годе.
Каюм Насыри не заканчивал медресе "Касымия", оно же Апанаевское, говорит Хабибуллина, он учился у дальних родственников Сагитовых, чье одноэтажное медресе входит в комплекс "Мухаммадии". Наконец, Насыри женился, у него был сын Габдельхай, но и жена, и ребенок не выжили после родов. Более того, утверждает Хабибуллина, в доме, где находится музей, ученый жил лишь последние несколько лет.