Утром 25 декабря вблизи аэропорта казахстанского города Актау потерпел крушение пассажирский самолет.
Борт, принадлежавший Azerbaijan Airlines («Азербайджанским авиалиниям»), вылетел из Баку, конечным пунктом назначения являлся аэропорт Грозного. Согласно сообщениям информагентств, из-за ухудшения погодных условий у принимающей стороны (густой туман), самолет сначала был перенаправлен в Махачкалу, а уже затем – в Актау.
По предварительным данным, незадолго до крушения экипаж подавал сигнал бедствия и запрашивал экстренную посадку. Согласно появляющимся сейчас в Сети данным ресурса Flightradar, перед катастрофой самолет начал кружить и продолжал двигаться по странной траектории. Такие маневры объясняются в данным момент тем, что пилоты перед жесткой посадкой вырабатывали топливо.
Как сообщает МЧС Казахстана, на месте падения возник пожар, для тушения которого были задействованы 52 пожарных и 11 единиц техники.
На борту рассчитанного на 106 человек воздушного судна, согласно первоначальной информации, находились 62 человека (по уточняемым данным, более 60 являлись российскими гражданами) и пять членов экипажа. По данным информагентств Казахстана, на 11 утра, на борту упавшего самолёта находились 37 граждан Азербайджана, 16 — России, 6 — Казахстана и 3 — Киргизии. По сообщениям Ассоциации российских туроператоров, клиентов отечественных турфирм на борту не было.
По официальным заявлениям министра здравоохранения Казахстана на 10.30 утра, шестерым удалось выжить, через час со ссылкой на МЧС Казахстана пришли собщения, что спаслось 25 человек. Впрочем, эта информация постоянно уточняется.
Представители авиакомпании «Азербайджанские авиалинии» утверждают, что детей в списках пассажиров борта не значилось.
В качестве основной рабочей версии крушения пассажирского самолета пока рассматривается столкновения со стаей птиц.
Минтранс Казахстана объявил, что в связи с крушением будет проведено специальное расследование.
По состоянию на 11.10 утра появилось официальное сообщение Росавиации по катастрофе:
– Сегодня около 09:30 МСК в районе восточного побережья Каспийского моря, при заходе на посадку в казахстанском аэропорту Актау, столкнулся с землей самолет Embraer 190 азербайджанской авиакомпании AZAL.
Перевозчик выполнял рейс из Баку в Грозный.
Предварительно: после столкновения с птицами, из-за возникшей нештатной ситуации на борту воздушного судна, его командир принял решение идти на запасной аэродром — им был выбран Актау.
Оперативные службы Республики Казахстан ведут поисково-спасательные работы.
Росавиация находится в контакте с перевозчиком AZAL, авиационными властями Азербайджана и Казахстана (конец сообщения).
Президент Азербайджана Ильхам Алиев принял решение вернуться в Баку из России с саммита СНГ в связи с крушением самолета AZAL.
Заслуженный пилот СССР, председатель комиссии по гражданской авиации Общественного совета Ространснадзора Олег Смирнов в беседе с корреспондентом «СП» отметил, что информации о случившемся пока немного, поэтому окончательные выводы делать ещё рано.
– Пока предполагается, что самолет столкнулся с птицами, причем не с одной стаей. После столкновения последовал то ли отказ двигателя, то ли каких-то систем управления. ЧП произошло при снижении самолета. Точные причины, повторю, установить пока трудно. Тем более, что нет материалов переговоров экипажа с землей, в которых экипаж бы сообщал о каких-то отклонениях от стандартного полета.
«СП»: Экипаж должен докладывать о столкновении с птичьими стаями?
– По всем российским и международным документам, экипаж обязан сообщить на землю, если в полете что-то выходит из штатного состояния. Пока нет информации о таких докладах, все заявляют о именно столкновении с птицами.
«СП»: Насколько часто такие столкновения у летчиков происходят?
– Это вообще рядовое явление, такие столкновения в мире происходят практически ежедневно. Не проходит дня, чтобы не приходила информация о столкновениях в полете с птицами. Любой пилот, совершающий полеты длительное время, может рассказать о таких случаях. Вряд ли среди опытных пилотов есть такие, в том числе и я, кто не сталкивался бы с такими ситуациями. Можно сказать, это давняя проблема для авиации. Нужно принимать меры, которые уменьшали бы риски таких происшествий. В наших аэропортах такие меры предпринимаются.
«СП»: Почему в аэропортах?
– Нередко вблизи воздушных гаваней находятся мусорные свалки, привлекающие большое количество птиц. И это нередко является причиной столкновения со стаями при заходе самолета на посадку. Хотя меры принимаются, нужно ужесточить контроль над работой в этом направлении и качеством работы. Но истинные причины мы узнаем только после расшифровки самописцев, так называемых «черных ящиков».
«СП»: Потерпевший аварию самолет был производства бразильской фирмы Embraer. Насколько это надежные самолеты, в том числе в непростых ситуациях?
– С практической точки зрения, Embraer показал себя как надежная и экономически целесообразная машина. На ней с удовольствием летают во многих стран мира, а инженеры охотно обслуживают ее. Этот самолет экспортируется в десятки государств, в том числе в Россию. Это двухдвигательный самолет, рассчитанный на 70-80 пассажиров, что весьма привлекательно для организации рейсов на не очень дальние расстояния, когда не нужно перевозить, скажем, 300-400 человек.
Такая нагрузка является оптимальной для рынка авиаперевозок любой страны. Как и в любом другом двухдвигательном самолете, при отказе одного двигателя, при работе оставшегося в нем предусмотрены все процедуры пилотирования, захода на посадку и так далее. В общем, надеюсь, что скоро мы узнаем истинные причины произошедшего, поскольку специальная комиссия уже работает.
По последним данным, в авиакастарофе выжило 32 человека, среди них 10 россиян.