Завершается специальная программа строительства школ, которая стартовала по поручению президента в 2019 году в рамках нацпроекта "Образование". К 2024 году должны были построить 1300 школ, и поручение выполнено с опережением: 1300-я школа уже открылась 1 сентября этого года в Волгограде — под номером 7 на улице Кортоева. Говорят, такой школы в городе еще не было: нетиповой проект, светлые атриумы, стеклянный потолок, лифты… Школа будущего? Возможно.
Солнце, воздух, нейросеть
Международные исследования доказывают: есть прямая связь между тем, как построена школа, и качеством обучения в ней. Важно все: грамотное использование пространства, дизайн, световые решения. Если все сделано по уму, учебные результаты могут быть выше на 3-5 процентов.
— Покажи-ка нам школу будущего! — с видом настоящего волшебника семиклассник Сережа вводит в телефоне запрос для нейросети.
Мы сидим на конференции, где собрались директора школ, чиновники от образования, эксперты, застройщики, дизайнеры и архитекторы — обсудить, какой должна быть школа. Мама Сергея — из компании-застройщика. Кстати, красивая, хорошая школа рядом с новым жилым комплексом определяет до 10 процентов стоимости квартиры в новостройке.
Крупные строительные компании сегодня понимают: близость хорошей школы может еще и процентов на 9 повысить стоимость жилья. Поэтому создают специальные отделы по работе с "образовательными объектами".
Пока я слушаю спикеров, нейросеть дает ответ картинкой. Рассматриваем: стен нет, парты с ноутбуками стоят в открытом пространстве, вдалеке буквально парящий над землей зал с окнами в пол, между детьми разъезжают роботы. Очень много света и воздуха.
Поднимаю голову, а с экрана на сцене транслируется практически такая же картинка. Будущее уже наступило.
Отрастить школу
— Лицей N 1 в городе Альметьевске мы построили за неполных два года на месте старого здания, — говорит гендиректор компании-застройщика Елена Аралова. — Нам сегодня интересно строить замечательные здания, потому что это отчасти повышает стоимость недвижимости рядом с такой школой и в целом развивает район, где находится школа, потому что она становится не просто местом, где дети получают знания, но и местом досуга для жителей, своего рода "градообразующим предприятием". Лицей обошелся примерно в три миллиарда рублей за 20 тысяч квадратных метров. 165 тысяч за квадрат — это намного ниже, к примеру, московских цен. Школа абсолютно бесплатная.
В чем ее фишка?
— Мы вместе с региональными властями поняли, что не хотим "закидывать" школу, как метеорит, в новое место. Мы решили школу "отрастить", — объясняет Аралова. — Взяли старое здание в плачевном состоянии, сделали проект реконструкции и расширения.
Важно все: грамотное использование пространства, дизайн, свет. Если все сделано по уму, учебные результаты могут быть выше на 3-5 процентов
Вот посыл от застройщика: не всегда надо ломать старое. Иногда можно и нужно грамотно и деликатно обновить то, что есть. Лицей в Альметьевске обновили так, что директору приходится проводить экскурсии — по субботам. Дело в том, что внутри школы кроме интересного пространства есть множество отсылок к традициям страны. На стенах — тактильные национальные орнаменты. В холлах диванчики обшиты уникальной тканью с традиционным принтом. Даже в бассейне — панно на стене в национальном стиле. Дети даже на переменках получают дополнительные знания, впитывают традиции.
Десять СанПиНов на проект
Что такое школа? Это требования. Только от Роспотребнадзора это требования к температурному режиму, освещенности, площади на ученика (не менее 2,5 кв. м), площади спортзала, расположению кабинетов.
Чтобы построить нормальную школу, застройщику надо пройти минимум десять ГОСТов, восемь СанПиНов, более десяти СНиПов…
А еще все мы знаем, что школа на 900 мест, построенная в новом районе, очень быстро превращается в школу на 1100 мест, а потом и на все 1500.
— При любых инновациях мы сталкиваемся с определенным рядом трудностей, — отмечает директор департамента образования Екатеринбурга Инна Гумбатова. — В первую очередь встает проблема получения заключений госэкспертизы: есть стандартный набор помещений и их функций. Но если у меня индивидуальный проект, где интерактивная библиотека трансформируется в кинозал? Или фойе-атриум, который может стать концертным залом? Кажется, пора обсуждать вопрос пересмотра нормативов.
Что еще тормозит на пути к школе будущего? Вот история от компании, построившей школу в одном из провинциальных городков. Дизайн помещений планировался в светлых тонах и скандинавском стиле. Белые стены, деревянный декор, свет, яркие акценты. Но на финишной прямой директор школы решила перекрасить стены в синие и зеленые цвета: белый слишком маркий.
Некоторых все еще пугает нестандартный подход: слишком светлые стены, занятия, когда дети сидят не затылок в затылок, а за круглым столом.
Эксперты уверены: основы нужно закладывать уже при обучении в вузе. Как учат педагогов методике преподавания, так нужно учить и методике работы в новых пространствах.
Мнения
Максим Казарновский, директор Московского международного салона образования:
— Государство сегодня создает единую базу для того, чтобы школы могли быть разными. Мне кажется, что застройщики научились использовать возможности и создавать уникальные образовательные объекты. Если раньше у нас был один образ будущего, под который строилось типовое жилье и типовые школы, то сегодня этих образов множество. Типовые застройки будут всегда, но вариативность образов будущего влечет за собой разнообразие в формировании качественной образовательной среды. Думаю, каждая школа, которая может себе позволить быть индивидуальной, должна такой становиться. У застройщиков есть тезис: человек покупает сегодня не просто квадратные метры, а комфортный образ жизни. И школа здесь — один из основных элементов.
Марк Сартан, директор "Школы 800", г. Нижний Новгород:
— Мы говорим о выборе. В классическом школьном здании индустриальной эпохи выбора особо нет: одинаковые коридоры, одинаковые классы. Как только вы начинаете делать сложные пространства, которые трансформируются, появляется возможность выбора. Беда в том, что в тех типовых зданиях, которые у нас есть, сделать это путем капремонта очень сложно.
Инна Гумбатова, директор департамента образования Екатеринбурга:
— Как ни крути, сегодня детей учит окружающая среда. Мы должны это учитывать при строительстве новых школ. Поэтому они — новые — многофункциональны, пространства легко трансформируются под разные нужды: урок, мастер-класс, лекция. В школах могут проводиться мероприятия для жителей, есть автономные входы. Но за последние 10 лет построено всего 18 таких современных школ. Это процентов десять от всего школьного фонда. То есть основная масса — здания старой типовой застройки. Значит, нужно думать, как мы будем модернизировать образовательную среду внутри этих зданий. Это вызов.
Марина Битянова, директор Центра психологического сопровождения образования "Точка ПСИ":
— В педагогическом сообществе должна начаться активная дискуссия про школьное пространство, иначе нельзя рассчитывать, что школа будет меняться. Школа сейчас — это школа "вчера и сегодня", в будущее она практически не заглядывает под тяжестью разного рода проблем.
Все архитектурные задумки работают, только если их поддерживают учителя. Что главное в школьном пространстве? На мой взгляд — воздух, удобство общения как учителя с учеником, так и учеников между собой — на уроках в рамках занятий и на переменах. Важна свобода перемещения. Школьный мир должен восприниматься как единое целое. В школе нет места, например, ограждениям-решеткам или гардеробам в виде отдельных комнат. Знаю, многих не устраивает, когда в открытом пространстве холла висят куртки и мешки со сменкой. Но это правильнее и с психологической точки зрения, и с точки зрения безопасности.