Федеральный транш в размере 1,8 миллиарда рублей получит Смоленская область на возведение путепровода через железную дорогу на месте рухнувшего Панинского моста. ЧП в Вязьме произошло в апреле. Сейчас там временно организован наземный переезд. Построить новый виадук, по мнению региональных чиновников, можно уже в 2025 году. Эксперты в этом сомневаются.
О том, что правительство РФ и Минстрой одобрили выделение крупной суммы на работы в Вязьме, сообщил смоленский губернатор Василий Анохин. Он пояснил, что на месте обрушения продолжается разбор конструкций Панинского моста, параллельно идет разработка проектно-сметной документации для нового строительства. По словам Анохина, уже идет геологическая разведка, составляется подробный перечень необходимых работ. Глава региона заявил, что власти сделают все возможное, чтобы сдать объект удалось до конца 2025 года.
Напомним, мост в районе кожевенного завода в Вязьме простоял без капитального ремонта 40 лет и упал 8 апреля в момент, когда по нему ехал транспорт. Один человек погиб, пять получили различные травмы. Движение поездов через этот участок пути приостанавливали, автомобили перенаправляли в объезд через федеральную трассу "Беларусь", что было очень неудобно для местных жителей. Несколько жилых районов оказалось отрезано от центра города: по Панинскому мосту проходил кратчайший маршрут. В течение месяца были построены временная дорога и регулируемый переезд. Им пользуются пешеходы и автомашины, за исключением большегрузов. Для расчистки нужного участка от обломков моста и устройства дороги привлекли ООО "Спецстрой" (по прямой закупке), освещением занимались электрики "Россетей". В общей сложности на работы ушло 5,2 миллиона рублей, судя по договорам из Единой информационной системы госзакупок (ЕИС).
Подготовка к новому строительству ведется непублично. Кто готовит проектно-сметную документацию, в правительстве Смоленской области сообщить "РГ" в установленный законом срок не смогли или не захотели. Хотя, на наш взгляд, люди вправе знать, кто занимается общественно значимым проектом за бюджетные (то есть народные) средства и когда следует ждать результатов. Найти в открытом доступе — в ЕИС — какие-либо договоры на предпроектное обследование, ту же геодезическую разведку или подготовку ПСД на новый мост в Вязьме нам не удалось. Возможно, все это поручено бюджетному учреждению, но тогда тем более непонятно, почему процесс окутан таким туманом.
Эксперты отмечают, что разработка проектной и рабочей документации — длительный процесс. Кроме того, необходимо через конкурс отобрать подрядчика для собственно строительства, что тоже требует времени. Стоит ли рассчитывать на появление нового моста в течение года с небольшим или лучше настроиться на более спокойные темпы, чтобы избежать разочарования?
На месте обрушения продолжается разбор конструкций, параллельно идет разработка проектно-сметной документации
Член штаба отделения ОНФ в Смоленской области, модератор тематической площадки "Безопасные качественные дороги" Николай Яров подсчитал, что только подготовка документации на путепровод потребует около 10 месяцев.
— Эта цифра получается, если сложить нормативную длительность всех обязательных этапов (с совмещением процессов). Так, комплекс инженерных изысканий и предпроектного обследования выполняется минимум 40 дней с учетом получения справок от государственных структур (на их предоставление по регламенту дается не более 30 дней). Получение технических условий от ОАО "РЖД" занимает от 30 до 90 дней, согласование разработанной проектной документации и расчет окон движения поездов — от 30 до 40 (согласно распоряжению компании от 11.05.2018 г. № 960/р). Собственно разработка проектной и рабочей документации идет четыре-пять месяцев, прохождение госэкспертизы — не более двух, — пояснил Яров.
Можно посмотреть на подобные объекты в других регионах РФ. Панинский мост в Вязьме был 312 метров в длину. В Московской области, в Балашихе, собираются строить виадук длиной 320 метров на автодороге Носовихинское шоссе — Черное — Федурново (правда, еще и с подходами протяженностью 2,1 километра, так что общая стоимость составляет примерно 5,5 миллиарда рублей). Выбрать подрядчика намерены в конце сентября. Согласно конкурсной документации, выполнение проектных, изыскательских и строительно-монтажных работ должно завершиться в 2028 году.
Кстати
В Смоленске продолжают спорить о судьбе одного из трех мостов через Днепр — Петропавловского. Он был построен в 1960 году, капитально не ремонтировался. В ходе прокурорского мониторинга попал в список сооружений, находящихся в неудовлетворительном состоянии. В июне 2024-го городское управление дорожного хозяйства получило техническое заключение о том, что ресурса конструкции хватит на срок до пяти лет и целесообразно новое строительство. По нашим данным, на проект может потребоваться около пяти миллиардов рублей. На мосту установили знак, запрещающий проезд транспорта массой более 18 тонн. При этом движение трамваев (18 тонн — масса пустых вагонов той модели, которую используют в городе) не перекрывали, перестроив расписание так, чтобы они не попадали на путепровод одновременно. В августе объект проверили общественники и специалисты СОГБУ "Смоленскавтодор", которое обслуживает региональные дороги. Представитель учреждения под запись сообщил о том, что необходим новый мост, назвал его размеры. Затем телесюжет был удален, чиновники организовали повторный выезд. По итогу в министерстве транспорта Смоленской области пояснили "РГ", что прежнее заключение экспертов о критическом состоянии объекта было опровергнуто: "Несмотря на износ моста, для продолжительной и безопасной эксплуатации вполне достаточно уже введенных ограничений на движение крупногабаритного транспорта". Вопросы о планах по разработке проектно-сметной документации на реконструкцию/новое строительство Петропавловского моста остались без ответа.