Первый российский высокоскоростной поезд — это уже не голая идея, над которой работает страна, его образ с каждым днем становится все более конкретным. Известен маршрут, по которому он пойдет, с производителями заключен контракт, даже цена билета от Москвы до Санкт-Петербурга названа. А недавно на выставке в "Манеже" посетители смогли в деталях рассмотреть макет вагона этого поезда, сделанный в натуральную величину.
Новая птица
Вместе с другими потенциальными пассажирами "Белого кречета" — такое рабочее название у этого поезда — посидели в этом вагоне первого класса и корреспонденты "РГ". После 30-градусной жары на улице было приятно войти в его прохладу, ощутить комфорт, который во всем поезде будет обеспечивать система кондиционирования и очистки воздуха. Оценили кожаные кресла с возможностью регулировки наклона спинки сидений и подставкой для ног. Маленькие столики с беспроводной зарядкой для гаджетов (не нужно заботиться о переходнике). Удобные полки для багажа, автоматически открывающиеся двери.
Всего в поезде будет четыре класса: первый, бизнес, комфорт и стандарт. В первом классе — 15 сидячих мест, переговорная на четыре места, а также купе-сьют на двоих. В бизнес-классе — 68 мест, в двух вагонах стандарт — по 135 мест, в четырех вагонах комфорт — по 230 мест. Состоять поезд будет из 8 вагонов, рассчитанных на 454 пассажира, а также вагона-бистро. В одном из вагонов будет детская игровая зона.
Инфографика "РГ" / Антон Переплетчиков / Любовь Проценко
В работе — 100 заводов
Разработкой этого первенца занимается Инжиниринговый центр железнодорожного транспорта, созданный РЖД и группой "Синара" на территории Инновационного центра "Сколково". В уставный капитал этого центра с долей 30% вошло и правительство Москвы. Так что "Белый кречет" и его птенец. "Все решения приняты, документы в основном подписаны", — рассказал мэр Сергей Собянин.
Производитель нового поезда — завод "Уральские локомотивы" из Верхней Пышмы Свердловской области уже получил заказ на поставку к 2030 году 43 высокоскоростных электропоездов. Москвичам продукция этого предприятия знакома по "Ласточкам", которые ходят по МЦД, еще один его поезд — "Финист" ходит по другим дорогам страны. "Для выпуска "Белого кречета" нам предстоит построить два корпуса площадью 60 тыс кв. метров", — рассказала "РГ" представитель пресс-службы "Уральских локомотивов" Екатерина Годлевская. Вместе с "Уральскими локомотивами" в эту работу вовлечено более 100 предприятий страны.
За два часа до Северной столицы
Скорость, с какой должен ходить "Белый кречет", — 400 км/ч. То есть из Москвы до Санкт-Петербурга можно будет доехать за 2 часа 15 минут, или вдвое быстрее, чем на "Сапсане". Но транспортная доступность с запуском даже ВСМ-1 улучшится не только для Северной столицы. В частности, жители Твери до Москвы будут добираться за 39 минут вместо 1 часа 6 минут. От Великого Новгорода до Санкт-Петербурга можно доехать за 29 минут — вместо 3 часов 10 минут.
По мнению экспертов, высокоскоростное движение для развития российских железных дорог даже не шаг вперед, а "огромный прыжок" в будущее. Ведь как напомнил вице-премьер Виталий Савельев, высокоскоростное движение свяжет не только две столицы, предстоит реализовать пять проектов, которые улучшат мобильность 80% населения России.
Новая московская электричка
Ну а москвичи на "Белом кречете" смогут быстрее передвигаться даже просто по своему городу. Например, отправившись в дорогу с Ленинградского вокзала, новый поезд уже через 14 минут будет в Зеленограде. К тому же и ходить он будет уже в 2028 году с интервалом 15-20 минут, а с 2030 года — каждые 10-25 минут. Но для того чтобы запустить эту сверхбыструю электричку, требуется специальная железнодорожная инфраструктура. Пока в России таких дорог нет, ВСМ-1 станет первой, и создавать ее будут одновременно с поездом.
Наиболее сложным участком на 679-километровой магистрали станет строительство московского участка длиной 43 км от Ленинградского вокзала до Алабушева. Главная его трудность в том, что работы предстоит вести в условиях плотной застройки без остановки движения поездов. В рамках этого проекта планируется построить пятый и шестой дополнительный пути.
Всего в Москве запланировано четыре остановки ВСМ-1: Ленинградский вокзал, Рижская, Петровско-Разумовская и Зеленоград-Крюково. Чтобы на каждой пассажирам обеспечить комфорт, Ленинградский вокзал будет реконструирован, а для пассажиров "Белого кречета" здесь построят новый вестибюль. На Петровско-Разумовской, где уже запущен новый городской вокзал, добавится три платформы. Сам вокзал интегрируют с метро и МЦД-1 с помощью пешеходной галереи для прохода от Дмитровского шоссе до ул. Комдива Орлова. Обновлен и Рижский вокзал, но для приема высокоскоростной магистрали здесь еще реконструируют остановочные пункты МЦД-2 и МЦД-3, а также построят единый надземный вестибюль для пересадки на МЦД-2, МЦД-3 и МЦД-4. Новый вокзальный комплекс появится и в Зеленограде-Крюково.
Лететь или ехать
Планируется, что пассажиропоток на ВСМ-1 вырастет в 4,2 раза — с 5,5 млн до 23 млн человек в год. Но не отпугнет ли прозвучавшая цена — 10 тыс. рублей за поездку от Москвы до Санкт-Петербурга?
Председатель Союза пассажиров Кирилл Янков напоминает: "Билет на самолет, если его покупать за три дня до вылета, в среднем стоит 3-4,5 тыс. рублей без багажа, а с багажом — 5,5 тыс. рублей. Так, может быть, проще самолетом лететь, чем вдвое дороже поездом?" Выбор пути в конце концов дело пассажира. Тем более что стоимость билета на самолет еще не вся цена поездки. До аэропорта в Москве и от аэропорта в Санкт-Петербурге до города надо еще добраться, а это тоже расходы, и не только денег, но и времени. "Белый кречет" уйдет с Ленинградского вокзала и придет на Московский — то есть и здесь, и там пассажиры оказываются сразу в центре города.