Возвращением к славянским корням и народным ремеслам наполнена коллекция Валентины Кобачевской, которая представила на берегах Западной Двины свою коллекцию росписи по дереву "К истокам". В областном краеведческом музее, уточняет БЕЛТА, 3 декабря на зрительский суд горожан и гостей Витебска представлены уникальные образцы древних видов народных промыслов.
Искусствоведы поясняют, что росписи по дереву уходят в архаичные языческие времена, а их сюжеты чаще всего были посвящены природе или символизировали здоровье, удачу и процветание. Особый интерес, судя по представленным образцам, представляет художественная роспись бытовых предметов в декоративном искусстве народов Русского Севера,tв частности Архангельской и Вологодской областей, и Нижегородского региона. Известно также, что для украшения своего хозяйства крестьяне расписывали не только стены и двери, но и посуду, сундуки, телеги и санки. Одним из любимых предметов для росписи были прялки.
Кстати, если коснутся самых популярных сюжетов, то в них чаще всего отражались мечты селян о благополучной и счастливой жизни. Поэтому и на вернисаже можно увидеть картинки из свадебных путешествий, деревенских посиделок, народных гуляний.
Организаторы вернисажа уточняют, что история этого вида живописных работ насчитывает более трех десятков. В витебской ратуше можно оценить вкус, мастерство и фантазии работ, которые относятся к борецкой и пермогорской, городецкой и хохломской росписям. А вот мезенская роспись, например, признана одним из старейших художественных промыслов Русского Севера. Возник он в лешуконской деревне Палащелье на берегу реки Мезени, которая считалась центром росписи по дереву. В этих работа использовались только два цвета: черный (сажа) и красный (охра). А в наши дни мезенская роспись широко используется в Северодвинске и Архангельске, на сувенирной продукции экспериментального предприятия "Беломорские узоры".
Автор коллекции пояснила репортерам, что экспонаты для такого собрания собирались долгие годы. Некоторые предметы, а датируются они XVIII-XX веками, были в плохом состоянии, и их приходилось реставрировать.
В узор старинных изделий художники вкладывали целый рассказ, а для близких оставляли послание или пожелание. Каждый элемент и завиток рисунка имел определённое значение и располагался особым образом. Большой интерес вызывают в музее складень и книга-обманка, пестерь, как называли заплечный короб, кужонка — корзина без ручки, панно по мотивам росписи различных предметов.