В музее истории Екатеринбурга открылась выставка "Растущий организм. Город как конструктор": посетители могут лично оценить, как менялись центральные улицы сегодняшнего мегаполиса.
— Мы постарались отобрать 15 самых ярких, на наш взгляд, объектов, охватывающих период с XVIII века до наших дней, — говорит Светлана Булатова, заместитель директора музея по проектной и научно-исследовательской деятельности.
Хрестоматийный пример — здание Горной канцелярии, первое капитальное в городе, датируется 1736-1739 годами. При этом корпус, выходящий на улицу 8 Марта, — новодел 1966 года, его автором был зодчий Моисей Рейшнер. Поразительно, но по этажности, геометрии окон и даже типу колонн строение полностью повторяет стиль фасада XIX века, к которому приложил руку самый известный дореволюционный архитектор Екатеринбурга Михаил Малахов.
В 1923-м город стал административным центром Уральской области, после чего начался реформаторский бум. В ту пору не испытывали пиетета перед историческими памятниками, легко включали старинные усадьбы в новые многоэтажные гиганты. Так, здание мэрии подвергалось реконструкции трижды: еще в 1913 году на этом месте находился гостиный двор. При городском голове Александре Обухове заложили новый корпус, окнами на Кафедральную площадь. Северную часть закончить не успели, надстроили только в 1928-1930 годах в конструктивистском стиле. С того времени здесь размещались разные конторы и магазины, позже горсовет. Следующая реконструкция случилась во второй половине 1940-х по проекту Георгия Голубева и Анатолия Романова. Известный уралмашевский мастер Михаил Новаковский работал над убранством фасада. Его дополнили парадными колоннами, барельефами, цоколь облицевали гранитом, а по периметру крыши расставили 16 фигур: рабочего, колхозницы, шахтера, спортсмена, ученого и т. д. В 1954-м все это увенчалось башней с курантами.
Не менее интересная история у здания "Уралтеста": в 1926-м палату мер и весов поселили в скромном двухэтажном строении. Когда рядом появились гостиница "Большой Урал", Дом промышленности, Дом печати, над соседом нависла угроза сноса, слишком устаревшим он казался. Но градостроительная горячка поутихла после того, как в 1934-м Свердловск перестал быть центром Уральской области. После Великой Отечественной войны площадь Парижской Коммуны еще раз реконструируют: архитектор Калашников наращивает здание за счет боковых крыльев и увеличивает этажность с двух до пяти. Именно в таком виде, неоклассическом, оно нам более привычно.
Фото: Татьяна Андреева/РГ
— Подобных случаев у нас десятки, — отмечает ученый секретарь музея Евгений Бурденков.
Даже старожилы вряд ли знают, что офисник на перекрестке Ленина-Карла Либкнехта — это не одно строение, а два, причем разных времен. Когда-то на этом месте стояла двухэтажная гостиница "Пале Рояль", в 1930-е ее надстроили, после чего сюда заехал Уралэнерго. А вот корпус института Уралтеплоэлектропроект как логическое продолжение появился только в конце 1950-х, хотя сегодня кажется, что это одно целое, декор на фасаде одинаковый.
Конкурс на возведение Дома энергетиков объявили в 1954-м, развязалась настоящая архитектурная битва, о чем писали в "Вечернем Свердловске": маститый Александр Тафф против молодого Гуго Шауфлера. Несмотря на то что победил Шауфлер, Тафф добился в министерстве энергетики утверждения своего замысла, и только известное постановление 1955 года "Об излишествах в архитектуре" помешало осуществить замысел. Решили строить в более скромном стиле, так называемом софт-модернизме.
Особенно впечатляют на выставке стенды "было-стало", где фото из музейных фондов соседствуют с современными, раскрывая непростую судьбу архитектурных ансамблей. Экспозиция будет работать до 6 октября.