Международный фестиваль уличного искусства "Стенограффия", который начинался в 2010 году как частная инициатива двух горожан — Евгения Фатеева и Андрея Колоколова, а теперь стал международным брендом и гордостью Екатеринбурга, в этом году отмечает 15-й день рождения. Об истории и сегодняшнем дне самого долгоиграющего стрит-арт-фестиваля России "РГ" рассказала его руководитель Анна Клец.
Анна, вспомните, с чего все начиналось. Вы ведь в команде фестиваля с самого начала?
Анна Клец: Да, на тот момент какое-то время шел процесс сбора неканоничного искусства — фиксации объектов на улицах Екатеринбурга. Собирали снимки граффити, брали интервью у художников. Причем этих анонимных авторов приходилось искать, соцсети-то тогда еще не придумали, приходилось целое расследование проводить. И оказалось, что уличное искусство, эта закрытая субкультура, вызывает у всех большой интерес, в нем чувствовались новизна, драйв. Потом подумали: а давайте художников позовем, пусть рисуют! Четкого понимания, видения, денег не было, только огромное желание и интерес. В общем, мы тот опыт стараемся не вспоминать…
И вот в 2010 году почти две сотни авторов приехали расписывать наш город. "Стенограффия" стала первым в стране проектом такого масштаба. Нам поверили, нас поддержали администрация и горожане, а художники поняли: стрит-арт — не украдкой нарисованные слова и буквы. Фестиваль дал им возможность создавать художественные объекты, обмениваться опытом, расти в профессии.
Потом постепенно мы начали выходить за пределы Екатеринбурга и страны. Наших художников приглашали в Санкт-Петербург, Омск, десятки других городов и даже поселков в Заполярье, куда можно добраться только вертолетом, а работать приходилось в варежках. Как раз сейчас наша команда находится в Нижнекамске, где проект рассчитан на несколько лет. При этом в каждом месте свой контекст, свои запросы. Мы не стараемся осчастливить своим творчеством, но вместе с жителями хотим развивать их города. Намеченный план согласовываем с собственниками, властями, буквально ходим по квартирам, собираем подписи жильцов. Если люди не поддерживают, мы делать не будем.
А как вы выбираете художников?
Анна Клец: Кого-то приглашаем сами. Есть прием заявок: нам присылают портфолио, мы оцениваем уровень. Художники работают без гонорара. От единой темы фестиваля мы отказались, в этом случае получается много похожих объектов. И существует четкое понимание: у нас не рисуют про политику, про то, что может поссорить, у нас искусство, объединяющее людей.
Есть любимое место, к которому вы в первую очередь приводите гостей?
Анна Клец: Я люблю показывать "Нейронный стрит-арт" на Попова, 9, созданный роботом. Я горжусь им. Визуально рисунок может показаться простым, но история вокруг него уникальная: 2018 год, нейросети еще не стали нашей повседневностью. И вот у нас роботы, искусственный интеллект, работа кипит, а вокруг бабушки из окрестных домов внимательно наблюдают. И они тоже в нас поверили! Правда, договор заключили: мы вас поддержим, а вы нам площадку детскую подправите…
Чем запомнится юбилейный год?
Анна Клец: Появится около 20 объектов, процесс еще идет. Среди наиболее впечатляющих — мастерски выполненные фарфоровые птицы китайского автора Nut на углу Московской-Попова. Художник из ОАЭ Мухаммед Ахмед Аль Мансури создал арт на стене теплопункта в стиле минимализма, горожане очень полюбили фотографироваться на его фоне.
Знаковый проект этого года — "Кириллица на улице", на его реализацию "Стенограффия" получила грант Президентского фонда культурных инициатив. Несколько десятков художников буква за буквой завершают преображение пространства на улице Татищева. Уже прошел граффити-джем для горожан, вскоре в музее архитектуры и дизайна откроется выставка. Задача проекта — продвижение кириллической культуры, притом что субкультура граффити родом из Америки и изначально привязана к латинице, но художники охотно согласились "изменить раскладку".
Впервые состоится выездной фестиваль в ОАЭ, он намечен на ноябрь, как только закончим здесь. В Эмиратах запланирована выставка, рассказывающая о наших художниках, нам подбирают поверхности для рисунков.
Заботит ли вас сохранение объектов прошлых лет?
Анна Клец: Конечно. С одной стороны, мы понимаем: уличное искусство уязвимо. Но с другой — мы генерируем культурное наследие, многие работы стали широко известными, вошли в каталоги современного стрит-арта. В нынешнем году мы восстановили легендарные банки супа и сгущенки на Ботанике, нарисованные в 2010 году, на финальной стадии работа над новым объектом на улице Бажова — на сей раз вместо Бажова появится Хозяйка Медной горы.
В проекте "Люди рисуют" каждый желающий может присоединиться к вашей команде. Зачем, если и профессионалов предостаточно?
Анна Клец: Да, мы стремимся вовлечь горожан в уличное искусство. Они предлагают поверхности для артов, это позволяет по-другому увидеть свой дом, двор. У нас большое и активное волонтерское сообщество, люди хотят сделать нечто хорошее для города. А в рамках проекта "Люди рисуют" в 2023-м мы с горожанами изменили внешний вид семи заборов, в рисовании приняли участие 1500 человек. Это похоже на раскраску по номерам: художник готовит эскиз, целые семьи приходят, берут стаканчик, кисточку… и теперь для них это уже не просто забор, а родной кусочек, произведение искусства. Человек смог что-то привести в порядок своими руками, внес вклад в позитивные изменения в среде. Уверена: чем больше жителей будет следовать такой логике, тем сильнее и красивее станет наш город.