Конец года — время для подведения итогов и постановки новых целей. О том, с какими результатами Иркутск провожает уходящий 2024 й и какими планами и надеждами встречает 2025 й, "Российской газете" рассказал мэр областного центра Руслан Болотов.
Приоритет — социальная направленность
Руслан Николаевич, сейчас всех волнует вопрос: что будет с городским бюджетом? С доходами муниципалитета, и, конечно же, расходами?
Руслан Болотов: Доходы на 2025 год мы прогнозируем чуть меньше, чем в этом, — 34,76 миллиарда. Напомню, на 2024 й мы изначально запланировали 35,6 миллиарда рублей. Но, как правило, в течение года бюджет подвергается корректировкам: по мере того, как уточняется финансирование из области и федерации по госпрограммам, доходная и расходная части увеличиваются. Рассчитываем, что так будет и в этот раз.
Мы со своей стороны продолжим работать над увеличением финансирования, необходимого для возведения школ, детских садов и других социально важных объектов, ремонта дорог, благоустройства дворов и территорий.
Сегодня реализуем крупные проекты в городе, в том числе по укреплению инженерного, дорожно-транспортного, социального каркасов областного центра. Мы выполняем все взятые обязательства по реализации национальных проектов и государственных программ. Поэтому рассчитываем на дальнейшую поддержку федерального центра и региона.
Что касается расходов, то первоочередные наши задачи — сохранить социальную направленность бюджета даже в сложных экономических условиях. Приоритетом останется сохранение всех действующих мер соцподдержки граждан, зарплата работникам бюджетной сферы — с учетом новых систем оплаты труда и роста МРОТ, устойчивая работа городского хозяйства, благоустройство. Почти половина расходов — это деньги, которые будут направлены на сферу образования и социальные выплаты, в том числе оказание помощи участникам СВО и их семьям.
Проект века
По общему мнению, такого масштабного строительства теплосетей, как сейчас, в Иркутске не было около 50 лет. И главным проектом, без сомнения, стал тепловой луч…
Руслан Болотов: Главным — да, однако напомню, что в этом году мы впервые подключили к централизованной системе теплоснабжения микрорайон Зеленый. А это почти 8 тысяч жителей и социальные учреждения. Там проложили новые сети, провели техническое перевооружение, вывели из эксплуатации устаревшую мазутную котельную — выбросы загрязняющих веществ будут снижены на 1100 тонн ежегодно.
Но тепловой луч, безусловно, — один из самых масштабных проектов. Это более 5,5 километра трубопровода, две перекачивающие насосные станции, семь тепловых пунктов. Он соединит предместья Рабочее и Радищева с Ново-Иркутской ТЭЦ, повысит надежность теплоснабжения города, даст возможность закрыть целый ряд устаревших котельных и существенно снизить количество выбросов в атмосферу. Подключение централизованного отопления снизит нагрузку и на электрические сети, которую сегодня создает частный сектор в Рабочем и Радищева, использующий электричество для обогрева.
Кроме того, модернизация теплосистемы открывает широкие возможности для развития предместья: градостроительный потенциал этого района — примерно миллион квадратных метров жилья, но самое главное — новые социальные и культурные объекты.
Пик стройки пришелся на этот год, в следующем основная часть работ завершится.
Магистраль строится благодаря инфраструктурному бюджетному кредиту. Подчеркну: Иркутск стал одним из первых городов, получивших федеральные средства на такие цели. При поддержке регионального правительства, губернатора Иркутской области Игоря Кобзева объем государственных инвестиций в проект составил 4,6 миллиарда рублей.
Но, кроме того, тепловой луч — это еще и колоссальная организационная работа?
Руслан Болотов: Протягивать теплотрассу приходится в условиях плотной городской среды с учетом уже имеющихся коммуникаций — так что стараемся минимизировать неудобства для жителей.
Строительство потребовало перекрыть крупную дорожную артерию — улицу Баррикад. Городская администрация сделала все, чтобы избежать транспортного коллапса. Мы не закрываем сразу всю улицу, чтобы оставалась возможность проезда. Заранее начали обустройство альтернативного объездного маршрута: отсыпали дорожное полотно, установили временные светофоры. Надеюсь, иркутяне с пониманием относятся к проводимым работам, ведь в первую очередь мы делаем это для них.
В 2025 году прокладка теплового луча и коллектора завершится. А это значит, что предстоит восстанавливать дорожное покрытие на улицах Баррикад и Рабочего Штаба, вдоль которых укладывали трубопроводы. Наша задача — организовать и этот процесс наиболее комфортно для жителей и гостей города.
Город получит новый инженерный каркас
Параллельно в Иркутске ведется модернизация водоснабжения и канализования. На каком этапе сейчас эти работы?
Руслан Болотов: Работы идут с опережением графика на два месяца и тоже должны завершиться в 2025 году.
Важно, что этот проект реализуется одновременно с тепловым лучом в створе тех же самых улиц: ведется реконструкция напорных трубопроводов от улицы Фучика по Баррикад и Рабочего Штаба до КОС правого берега и укладка коллектора от Космического переулка — через Ушаковскую — до улицы Детской. Работы ведет МУП "Водоканал", и мы добились, чтобы они были синхронизированы с энергетиками.
Чтобы понять, насколько это непросто, представьте: сети водоснабжения и канализования прокладываются на глубине 5-7 метров под землей. Диаметр труб местами достигает метра. Везде, где можно, строители применяют методы микротоннелирования и горизонтально направленного бурения. Или, как их еще называют, "прокола". Подобные технологии используются, например, при строительстве метро. Это экономит время, сохраняет дорожное полотно, гораздо меньше ограничивает движение транспорта, чем традиционный способ.
А в результате будет разгружена центральная часть города и повысится качество коммунальных услуг.
Завершена почти девятилетняя история реконструкции КОС правого берега. Как вы оцениваете результаты?
Руслан Болотов: Город получил современный комплекс, построенный по мировым стандартам. Этого удалось добиться благодаря совместной работе всех уровней власти, участию в национальном проекте "Экология". Было выделено более 15,2 миллиарда рублей из бюджетов различных уровней. На новых КОСах применяются лучшие, самые экологичные технологические решения. Многоступенчатая система очистки позволяет превращать отходы города в воду, безопасную для природы. А мощность очистных сооружений выросла с первоначальных 130 до 220 тысяч кубометров в сутки.
Это не только закрывает современные потребности города, но и дает задел на перспективу нескольких десятилетий.
Опыт Иркутска стал показательным. И он послужил аргументом для дальнейшей поддержки федеральным центром наших начинаний. Мы начали реализацию проекта по модернизации очистных сооружений на левом берегу. Их производительность будет увеличена со 170 до 255 тысяч кубометров в сутки. Мы уже получили положительное заключение Госэкспертизы на проект.
Цель — 80 километров новых дорог в год
Иркутяне отмечают, что город поменял подход к ремонту дорог: теперь это не просто замена асфальта "большими" картами, а фактически полноценная реконструкция. Что стало тому причиной?
Руслан Болотов: Сегодня при ремонте дорог мы используем комплексный подход. Не только меняем дорожное покрытие, но и сразу обустраиваем тротуары, газоны, устанавливаем новые бордюры, ограждения, тактильную плитку для слабовидящих пешеходов, монтируем освещение, остановочные пункты. Но главное при таком подходе — стараемся менять и коммуникации, расположенные под дорожным полотном, — теплотрассы, ливневку, электросети. Это требует больше времени, но дает хороший эффект в будущем: не приходится вскрывать недавно уложенный асфальт ради текущего ремонта, например, водопровода. Иными словами, мы системно развиваем город.
И конечно, этому способствовало создание еще в прошлом году Проектного офиса дорожной деятельности Иркутска. Теперь подрядчики получают более качественно проработанную проектную документацию, а мэрия может контролировать каждый этап работ и эффективно синхронизировать разные организации, которые занимаются объектами.
В первую очередь мы ремонтируем участки, где это наиболее необходимо. И наряду с городскими магистралями большое внимание уделяем дорогам частного сектора. По заявкам жителей и депутатов обустроили около сотни участков: исправляли профиль основания, отсыпали проезжую часть, укладывали асфальт.
С каждым годом протяженность отремонтированных участков растет. Эта тенденция продолжится?
Руслан Болотов: Обязательно. В 2025 году мы планируем комплексно отремонтировать 33 участка улиц общей протяженностью 30,4 километра во всех районах Иркутска.
В этом, напомню, работы велись на 26 участках — 28 километрах. Причем изначально в планах было всего 18 объектов. Но по договоренности с правительством Иркутской области город получил дополнительное финансирование по национальному проекту "Безопасные качественные дороги", часть средств смогли мобилизовать за счет экономии в результате торгов и в результате включили в программу еще восемь участков дорог.
Цель на перспективу — выйти на ежегодный ремонт 80 километров дорог. Именно такой объем позволит нам поддерживать нормативное состояние всей городской уличной сети.
От автобуса до трамвая
Городской транспорт — один из самых больных вопросов для иркутян. Не так давно был сделан важный шаг для его решения — куплены новые автобусы. А что еще планируется?
Руслан Болотов: Иркутск за два года получил 126 новых автобусов. На будущее задачи перед собой ставим не менее амбициозные: привести в порядок весь городской транспорт.
Следующий шаг — модернизация "Иркутскгортранса". Вы уже, наверное, видели на улицах Иркутска два фактически новых трамвая. Один из них вышел на линию в прошлом году, второй вывели уже в нынешнем. Мы пошли нестандартным путем: трампарк заказал отдельно кузова без ходовой части — завод готов выдавать их быстрее, отдельно купил комплектующие и собрал все на базе депо. Такой трамвай гораздо дешевле готового.
Горожане мечтают о современных низкопольных трамваях вроде "Львенка". В соседнем Красноярске запускают именно такие. У нас они появятся?
Руслан Болотов: Для этого в Иркутске нужна реконструкция трамвайных путей. Проектный офис дорожной деятельности уже заключил контракт с подрядной организацией на подготовку проекта реконструкции дороги и трамвайного полотна на центральных улицах Иркутска.
Хочу сказать, что обновление подвижного состава электротранспорта, модернизация существующей инфраструктуры требует больших вложений. По предварительным подсчетам, только на обновление парка трамваев необходимо более пяти миллиардов рублей. Сами понимаете, что за счет средств городского бюджета это сделать невозможно. Однако мы прорабатываем вопросы участия в нацпроектах, федеральных программах.
Сегодня мы разрабатываем программу развития городского электрического транспорта. Подрядчик должен ее предоставить уже в середине следующего года. Это серьезный научно-исследовательский труд. На основе анализа будут внесены предложения по количеству маршрутов и пути их следования, отражены мероприятия по развитию транспортного обслуживания населения в Иркутске и так далее. Готовый документ в том числе позволит нам аргументированно представлять город на различного рода площадках, участвовать в федеральных проектах по обновлению подвижного состава и инфраструктуры.
Минувшим летом мы провели комплексный ремонт трамвайных путей от стрелки по улице Софьи Перовской до стрелки по улице Байкальской. Полностью заменили балластный слой и рельсошпальную решетку на повороте, на прямом участке провели подъемочный ремонт, наплавку концов рельсов, приварку электросоединений и шлифовку стыков.
В целом в бюджете 2025 предусмотрели более миллиарда рублей на организацию регулярных пассажирских перевозок.
Девять тысяч новоселов
В следующем году завершается программа расселения ветхого и аварийного жилья, признанного таковым до 2017 го. С какими результатами Иркутск подходит к ее финалу?
Руслан Болотов: За 10 лет действия нацпроекта город различными способами расселил более двух тысяч аварийных квартир, жилищные условия смогли улучшить более 5700 иркутян.
В 2025 году предстоит расселить еще примерно две тысячи человек. Это непросто, учитывая, что сегодня недофинансирование города по нацпроекту составляет более 1,3 миллиарда рублей. В то же время рыночные цены на жилье в Иркутске опережают нормативы стоимости, установленные федеральным центром. Так, в третьем квартале 2024 года норматив был на уровне 115 тысяч рублей за квадратный метр. А средняя рыночная стоимость "квадрата" превышала уже 140 тысяч.
Мы ведем переговоры с правительством Иркутской области и федеральным центром касательно финансирования программы. Но одновременно используем и внебюджетные механизмы. Например, благодаря комплексному развитию территорий расселяем жилье, которое не попало в программу. В новые квартиры уже переехали более 3,3 тысячи иркутян. А экономия для бюджетов — с учетом уже подписанных с частными инвесторами договоров и тех, что находятся в работе, — составила 950 миллионов рублей.
Продолжаем строить жилье силами АО "УКС Иркутска". До конца года 170 семей получат ключи от новых квартир в двух 17 этажных блок-секциях микрорайона Эволюция в Ново-Ленино. На завершающем этапе находится строительство еще двух 17 этажек по соседству. Они планируются к заселению в первом квартале. В целом в наших планах в рамках программы по переселению из ветхого и аварийного жилья на следующий год сдать более девяти тысяч квадратных метров.
Жилье должно быть не только новым, но и комфортным, с необходимой социальной инфраструктурой. Как обстоят дела со строительством новых объектов?
Руслан Болотов: Сегодня в Иркутске ведется стройка трех школ. Почти готов новый блок школы № 75 на улице Академической. Общеобразовательную школу на 1550 мест на улице Ярославского планируем сдать к 1 сентября 2025 года. В микрорайоне Союз начали строить школу на 1225 мест — срок сдачи 2027 год. Средства на все получили по национальному проекту "Образование".
Новый блок начальных классов для иркутской школы № 53 в микрорайоне Ново-Ленино мы сдали осенью, после зимних каникул туда придут учиться порядка 900 ребятишек.
В целом строительство дополнительных корпусов при уже существующих школах — это хорошее решение при дефиците земель под строительство. Опыт себя зарекомендовал, будем продолжать такую практику.
Завершилось строительство садика на 150 мест в Нижней Лисихе — оно шло по национальному проекту "Демография". Есть планы по возведению детских садов в микрорайоне Союз и на территории бывшего ИВАТУ. В этом году после капитального ремонта открыли детсад № 10, подобную работу также будем продолжать.
По ту и эту сторону "ленточки"
Не можем не спросить о помощи нашим бойцам "за ленточкой". Вы лично возглавляете городской оперативный штаб по поддержке СВО — расскажите о его деятельности, пожалуйста.
Руслан Болотов: Штаб занимается сразу несколькими направлениями: сбор гуманитарной помощи, взаимодействие с общественными и волонтерскими организациями, закупка и ремонт техники для передовой, помощь семьям воинов. Например, Иркутск один из первых стал отправлять на фронт дробовики. Как выяснилось, они очень эффективны в борьбе с дронами: у залпа дроби большая площадь поражения, чем у, скажем, автоматной очереди. Иркутск уже отправил более 300 единиц охотничьих ружей.
Передаем технику: не так давно отправили большую партию — 34 единицы. В их числе мотоциклы, в том числе легкие кроссовые вроде "Эндуро", квадроциклы — они очень востребованы на передовой, поскольку позволяют быстро передвигаться и маневрировать на пересеченной местности. За два с лишним года передали почти 200 автомобилей разной мощности и вместимости — при необходимости их предварительно ремонтируют на базе наших муниципальных предприятий.
Собираем и отправляем гуманитарную помощь — специально для этих целей создан благотворительный фонд "Любимый город".
Оказываем медицинскую, психологическую, правовую, юридическую, бытовую поддержку семьям участников СВО. Дети воинов бесплатно посещают детские сады, школьники бесплатно ездят на муниципальном общественном транспорте, обедают в школах, посещают летние пришкольные лагеря, занимаются в кружках и секциях.
Сегодня благодаря деятельности штаба и помощи неравнодушных граждан, сотен компаний Иркутска наши земляки видят, что весь город их поддерживает и помогает.
Мнение
Анатолий Серышев, полномочный представитель президента РФ в СФО:
— В Иркутске видны позитивные изменения, однако важно не останавливаться на достигнутом. Совместными усилиями нужно обеспечить дальнейшую эффективную реализацию национальных проектов, чтобы областной центр активно развивался, зримо улучшались условия жизни горожан.
Справка
В муниципальную программу Иркутска по переселению из аварийного жилья включены 309 многоквартирных домов, признанных аварийными до 1 января 2017 года. Это 2924 помещения, в которых проживают 8055 человек.
Бюджетные приоритеты
Более 17 миллиардов рублей — на обеспечение деятельности муниципальных учреждений
4,25 миллиарда — на содержание и ремонт дорог, обновление парка специализированной техники
1,2 миллиарда — на благоустройство города
Более 1 миллиарда — на организацию пассажирских перевозок, обновление парка муниципального общественного транспорта
858 миллионов — на социальную поддержку граждан
241 миллион — на ремонт зданий и помещений социальных объектов