В ходе беседы писатели рассуждали о том, какую роль играют читатели в литературном деле. — Чтение — это соавторство, — такое мнение высказал один из гостей, московский поэт, прозаик и эссеист, лауреат международной премии "Звездный билет" имени Аксенова и премии "Лицей" имени Пушкина Василий Нацентов. При этом, по мнению этого писателя, существуют разные уровни восприятия литературного произведения. — У меня любимая книга — "Анна Каренина" (16+) Толстого, — сказал он. — Я ее перечитываю каждый год. И как-то подумал о том, что в разное время читатели воспринимали эту книгу совершенно по-разному. Важен ее исторический контекст. Ведь отношение в обществе к институту брака и развода после написания романа не раз менялось. Еще сложнее учитывать исторический контекст при чтении Гомера или Данте. Но, перечитывая, скажем, список кораблей в "Илиаде" (16+), я слышу какую-то таинственную музыку. Я воспринимаю это произведение поэтически. И мне не обязательно понимать, что в этой музыке современники Гомера видели какие-то символы. За прошедшие века эти смыслы стерлись. Писатель отражает ритмы своего времени. Контексты литературных произведений меняются довольно быстро, поэтому настоящий читатель — еще немного и историк. Еще один лауреат премии "Лицей", принявший участие в дискуссии, — прозаик и старший следователь МВД Сергей Кубрин. Его определение литературного труда схоже с блоковским: — В какой-то момент автор слышит гул, звук, и он чувствует, что не может не писать. И даже если бы он остался один, без читателей, все равно продолжил бы заниматься текстом. Писатель всегда разговаривает с вечностью. Но при этом читатель в литературном деле значит, может быть, больше автора. Имея собственный жизненный опыт, он допереживает, досоздает то, что написал прозаик или поэт. В разговоре принял участие Евгений Кремчуков из Чебоксар, дважды финалист национальной литературной премии "Большая книга", автор романов "Волшебный хор" (16+) и "Фаюм" (16+). Свое выступление он назвал так: "О призвании читателя". — Мне бы хотелось, чтобы читатель, следуя за мной, шел на огонек, а не в бездну, — сказал он. — Если написанное тобой нашло отклик в других человеческих сердцах, это большая поддержка. Словно тебе подставили плечо в трудную минуту. Литература соучастия, сопереживания — это когда читатель обживает мир произведения, включается в него. Когда сюжет романа, повести или рассказа становится и его личной историей. Возможность счастливой встречи писателя и читателя — это большое чудо. Но, как любое чудо, его невозможно гарантировать или спрогнозировать. По мнению Кремчукова, настоящее чтение, которое что-то может дать душе, — медленное: — Быстрое чтение похоже на автобусные экскурсионные туры. Ты что-то повидал, сфотографировал, но сути окружающей жизни не понял. Философ Мамардашвили писал: "То, что не западает нам в душу, не является для нас литературой… Если мы не узнали себя в том, что мы читали, то оно для нас пусто…" Самарские читатели поделились впечатлениями от знакомства с произведениями приглашенных авторов и побеседовали с ними об их творчестве.
Предыдущая запись
Следующая запись