Понтонеры инженерных войск России в сложных условиях навели переправу в зоне контртеррористической операции в Курской области. Какие трудности им приходится преодолевать и почему возведение подобных сооружений опаснее разминирования — в репортаже NEWS.ru.
Что представляет собой понтонный парк
Командование понтонно-мостовой бригады группы войск «Север» разрешило журналистам присутствовать при наведении очередной переправы в Курской области. Военные подобрали нас в Курске у гостиницы рано утром, и мы поехали на юго-запад региона вместе с сопровождающим офицером. Только тогда нам сообщили, что едем мы на реку Сейм.
К этому времени горожане уже проснулись. Куряне привыкли к частым сиренам ракетной опасности, и ПВО вокруг города работает хорошо. Прилеты в Курск хоть и случаются, но крайне редко.
К месту будущей переправы мы доехали с ветерком. На курских дорогах стало нормой ездить со скоростью под 120 км/ч, потому что FPV-дроны, которыми ВСУ пытаются «кошмарить» транспорт, могут разгоняться до 100 км/ч. От них одно спасение — уехать, прибавив газу.
Подъезжая к берегам Сейма, мы стали замечать инженерную технику. КамАЗы с бронированными кабинами и раскладными понтонами вместо кузова прятались под деревьями. Неподалеку от них, также под деревьями, стояли машины РЭБ с торчащими антеннами — страховка от вражеских дронов.
Погода выдалась пасмурная и холодная. Дул порывистый ветер, временами моросил дождь. «Идеально, — отметил сопровождающий нас офицер. — В такую погоду вэсэушные дроны вряд ли будут тут летать. Мы, согласно уставу, приучены стойко преодолевать все тяготы и невзгоды».
Он пояснил, что понтонный парк — это большое хозяйство с десятками машин и «кучей вспомогательной техники». Например, для того чтобы передвигать звенья понтонного моста на воде — отдельно или всей сцепленной лентой, — используются буксирно-моторные катера. Они перевозятся на платформах КамАЗов.
«Поэтому техника понтонного парка рассредоточена вокруг места переправы и каждая машина, как только сгружает понтон, сразу прячется в укрытие. Они подъезжают для сброса понтонов строго по одной, чтобы их не накрыло кучей в случае обстрела», — добавил военный.
Как наводят понтонные мосты
К месту переправы подъехал грузовик с понтоном. Он развернулся задом и, съехав по берегу почти до воды, сбросил звено будущего моста. Четырехстворчатая махина скользнула в воду, и тут же створки раскрылись, образовав гладкую палубу. На понтон тотчас забрались бойцы батальона и принялись фиксировать створки. Еще несколько человек канатами удерживали конструкцию у берега.
Это нелегкое дело. Каждое звено понтонного моста весит более восьми тонн. Их нужно быстро фиксировать и собирать в ленту моста. Временами военным приходится буквально лезть в воду. Чтобы притянуть звено к нужной точке берега и закрепить канатом за дерево, пара бойцов вошла в реку. Один по колено, другой по пояс. При этом погода была совсем не летняя, а вода в Сейме уже очень холодная.
Бойцам, на первый взгляд, хоть бы хны. Они сделали все, что требовалось. Мокрые, в бронежилетах и касках, с оружием, военные бодро полезли на понтон, чтобы помочь товарищам.
«Погода и холодная вода особо не волнуют понтонера. Обычно нас больше беспокоит противник, который всячески пытается нам помешать в наведении переправ. Нам даже лучше. Если дует ветер и льет ливень, меньше „птичек“ будет вокруг летать. Все привыкли четко работать в любых условиях, действуют сплоченно и скоординированно. Пока ты встречаешь машину, бегаешь на понтоне и занимаешься делами, ты как белка в колесе и даже не задумываешься об окружающих условиях», — рассказал боец с позывным Кукса.
По его словам, это продолжается до тех пор, пока «все не сделаешь и не зайдешь в укрытие». Только после этого ты понимаешь, что вокруг холодно или мокро, добавил военный.
Бойцы собрали понтоны в длинную ленту наплавного моста, пришвартованную вдоль берега. Затем катер-буксир подцепил один конец ленты и повел его к противоположному берегу, разворачивая мост поперек реки. Сейм в этом месте не слишком широк, зато с довольно быстрым течением. Временами буксир уходил кормой под воду, выдавая двигателем фонтан брызг. Нормативы по наведению моста жесткие, никому нельзя медлить, даже катеру.
Наконец лента моста уткнулась в противоположный берег. Бойцы-понтонеры закрепили оба съезда и для проверки прогнали по мосту КамАЗ.
Опасная работа
Военные инженеры утверждают, что наведение переправ, особенно для оперативного снабжения передовой линии фронта, — намного более опасное дело, чем, например, разминирование неразорвавшихся боеприпасов. В фронтовых условиях любой понтонный мост — это приоритетная цель для противника. Как только военные ВСУ с помощью дронов или спутниковой съемки заметят работы по наведению переправы, по ней тут же будет нанесен удар. Украинские военные бьют по таким объектам серьезным оружием, таким как РСЗО HIMARS или «Точка-У», или накрывают ракетным залпом из подведенных поближе «Градов». Если переправа наводится в пределах досягаемости ствольной артиллерии, то ее атакуют изо всех орудий.
Есть простое объяснение такой тактике. Нарушение коммуникаций и логистики противника — это азбучная истина в армиях мира. Тому, что нужно быстро и регулярно разрушать переправы (если они ремонтируются в тылу противника), учат во всех военных училищах.
В этот раз нам повезло. Мост наводили в районе, до которого могут достать лишь ракеты. Погода и аппаратура РЭБ исключили появление над нами дронов ВСУ.
Какой понтонный парк был задействован на Сейме
Понтонный парк типа ПП-2005М был разработан в середине 2000-х годов конструкторским бюро «Вымпел» (Нижний Новгород) и заводом «Окская судоверфь» (Навашино, Нижегородская область). Он пришел на смену переправочным средствам предыдущих типов.
Парк состоит из 40–42 машин КамАЗ-63501, на которые монтируют специальную платформу, лебедки и другие устройства для перевоза понтонных звеньев, катеров и иного имущества. Звенья подразделяются на речные и береговые. Береговые представляют собой приспособленные для техники съезды. Есть также моторные звенья с собственными двигателями, которые можно использовать как самоходные паромы. Для манипуляций с понтонами на воде в парке имеются моторно-буксирные катера.
Каждое речное звено выполнено из четырех корпусов-понтонов, которые соединены шарнирами и раскладываются в воде в плавучую платформу. Они скрепляются специальными замками. Каждое звено весит 8,35 тонны, его грузоподъемность — 25 тонн.
Если выстроить полный комплект звеньев парка в одну ленту, то получится мост длиной 268 м и шириной 14 м. Он способен выдержать нагрузку 120 тонн. Можно организовать движение по переправе в две полосы.
Читайте также:
«Украинцы минируют мебель»: беженка из Суджи о ситуации в Курской области
Как саперы разминируют Курскую область: репортаж из освобожденных районов
«Спецназ КНДР уже под Курском»: что говорят в РФ, Северной Корее, на Западе
Победный вклад Белоусова в СВО: Россия полностью освободит ДНР. Что дальше?