Общество

Как развивается Шукшинский театральный фестиваль

…Впереди меня на выходе из маршрутного автобуса стоял молодой человек в черной толстовке с капюшоном на голове. На спине толстовки белели профиль Шукшина и его знаменитое "Я пришел дать вам волю". В руке у парня была черная полотняная сумка с символикой шукшинских праздников (вот интересно, что Василий Макарович думает на небесах по поводу своей мерчеризации?). С остановки мы вдвоем быстро двинулись в сторону краевой "драмы" — спешили на спектакль Казанского ТЮЗа "Одна нога на берегу, другая — в лодке". В скверике театра пришлось тормознуть — представительные дамы попросили их запечатлеть на фоне живописной арт-зоны II театрального фестиваля по произведениям В. М. Шукшина "Здравствуйте, люди!".

Как развивается Шукшинский театральный фестиваль
© Российская Газета

Дамы были местными, с билетами "на завтра", а где-то в зрительном зале сидела женщина их же возраста, Динара Ахметзянова, прилетевшая на театральный форум из Норильска. О ней мне рассказал коллега Вячеслав Кондаков из краевого информационного агентства. Динара — большой любитель творчества Шукшина, увлеклась им с двенадцатилетнего возраста, когда еще жила в Узбекистане. Она специально взяла отпуск, чтобы прилететь в Барнаул, снять квартиру и увидеть все тринадцать заявленных спектаклей. По ее словам, хозяин квартиры тоже оказался поклонником Шукшина.

Фестиваль длился десять дней, с 18-го по 27 сентября. Он открылся драмой "Дитёнок мой", премьерным спектаклем главного театра Алтайского края, и завершился драмой — "Калиной красной" в постановке хабаровчан. Что вполне оправданно: шукшинское творческое наследие — это прежде всего мучительные раздумья о том, что с нами происходит, и как бы в такой катавасии не растерять душу. Однако половину "шукшинских" спектаклей сделали в комедийном ключе, а подборка рассказов, по которым они ставились, уже набила оскомину: конечно же, "Сапожки", непременный "Микроскоп", в обязательном порядке "Мой зять украл машину дров" и, разумеется, "Жена мужа в Париж провожала".

Вместе с тем специалисты по творчеству Шукшина отмечают, что есть очень известные рассказы, которые театры упорно обходят стороной. Например, "Срезал". В нем, как считает алтайский писатель Сергей Тепляков, показан очень современный типаж: Глеб Капустин — это же натуральный зловредный тролль из интернета, разрушитель смыслов. А директора краевого театра драмы Любовь Березину удивило, что никто не привез постановок по пьесам Шукшина.

Зато питерский театр "На Литейном" взял за основу малоизвестные произведения Василия Макаровича и не прогадал — камерный спектакль на двоих исполнителей смотрелся на одном дыхании. Поставил его 37-летний актер Виталий Гудков, уроженец Новосибирска и выпускник тамошнего театрального института. В "Рассказах" писательские муки творчества тесно переплетаются с вечной душевной маятой русского человека. Гудков, сыгравший роль Сереги, чем-то напомнил настоящего Шукшина — неравнодушного, колючего, противоречивого.

— Мне было очень интересно посмотреть, что происходит с наследием Шукшина не в научных монографиях, а на сцене. Насколько в наше время актуально его наследие? Что сейчас из Шукшина ставят в нашей необъятной Родине и соседнем Казахстане? Нынешний фестиваль, помимо ответов на эти вопросы, порадовал рабочей частью своей программы — итогами драматургической лаборатории "Шукшин. Миф и реальность", которая началась два года назад. По-моему, это замечательная идея — позвать современных драматургов и предложить им написать пьесы по биографии писателя и фантазии на тему его жизни, — предложил приглашенный гость фестиваля, театральный критик Глеб Ситковский.

Любовь Березина призналась, что ей импонирует такой подход:

— Мы в свое время затем и затеяли театральные лаборатории, чтобы что-то поменялось в теме "Шукшин и театр". Сборники с материалами этой лаборатории мы подарили нашим гостям — очень надеюсь, следующий фестиваль через пять лет будет разбавлен спектаклями о Шукшине.

Действительно, жизнь у Василия Макаровича получилась сложной, с большим набором сюжетных линий, и не только ученые, но и писатели с большим интересом берутся исследовать его биографию. Недавно, например, литераторы Михаил Гундарин и Евгений Попов выпустили свою версию биографии уроженца Сросток — "Василий Макарович". А в Алтайском краевом театре драмы прямо к фестивалю выдали премьеру "Дитёнок мой" — историю жизни Марии Сергеевны Куксиной-Шукшиной.

Пьесу о матери Шукшина написал Дмитрий Богославский, режиссер-постановщик — Георгий Цнобиладзе. Спектакль получился неоднозначный. В зачет зрительских симпатий пошли мастерская работа художника-постановщика Фемистокла Атмадзаса и художника по свету Александра Рязанцева, добротная игра исполнительницы главной роли Елены Адушевой. Среди недочетов — монотонность действия, перебор со страданиями, в некоторых сценах не определены события.

На примере "Дитёнка моего" лишний раз убеждаешься, что "биографические спектакли" — материал коварный, а удачные эскизы, родившиеся в недрах театральных лабораторий, не всегда превращаются в успешные постановки. В целом же, как сказала Ксения Аитова, еще один приглашенный критик, фестиваль дал возможность увидеть "повседневный срез работы театров":

— Скажем честно, здесь нет какого-то огромного разбега. Не творчество Шукшина становится материалом для продвинутых театральных экспериментов. Ряд участников фестиваля использует схожие приемы в подходе к Шукшину. С другой стороны, мы увидели как большие многофигурные композиции, так и спектакли на двоих или с чисто женским составом. Если говорить о будущем фестиваля и расширении программной его части, то можно под шапкой Василия Макаровича собрать театральный форум вообще — как, например, это делается в Чеховском фестивале. Но здесь надо определиться с границами: что мы будем понимать под "шукшинским материалом", под его углом зрения. Здесь возможны разные стратегии.

Нужен ли Шукшинский театральный фестиваль в будущем? Безусловно. Он необходим и профессиональному театральному сообществу, и зрителям. Народ охотно шел на фестивальные спектакли. На некоторые было трудно достать билеты. Иной раз желающих было так много, что молодежи приходилось сидеть на ступеньках между рядами — так было, в частности, во время спектакля театра "На Литейном".

В Барнаул, чтобы посмотреть фестивальный спектакль, приезжали из сельских районов. Дректор Мамонтовского РДК Виктор Гореявчев на "Обыкновенных чудиков" Санкт-Петербургского государственного молодежного театра "На Фонтанке" привез десант сельских работников культуры. Спрашиваю, понравился ли спектакль. Виктор Николаевич смеется: "Уж третий день обсуждаем. Я сам много нового, интересного увидел. А то варимся в своем соку…"

Надо чаще встречаться

Можно ли проводить фестиваль чаще, чем раз в пять лет, спрашивали его участники и театральная публика. Например, раз в два, в три года? Наверное, можно, но нужна серьезная финансовая поддержка со стороны регионального министерства культуры. Пока "Здравствуйте, люди!" живет, по словам Любови Березиной, в основном за счет средств самого театра драмы. И будет здорово, пожелал Глеб Ситковский, если на поддержку следующего фестиваля по-настоящему раскошелится Президентский фонд культурных инициатив — как-никак через пять лет мы будем отмечать вековой юбилей со дня рождения Шукшина.

Источник: news.rambler.ru

Похожие записи

Дом в российском городе затопило фекалиями

Рождественская служба прошла в одном из храмов Донецка

В Чите вспомнили о первом выступлении Юрия Соломина в городском Доме офицеров

В Якутске почти в 20 школах появятся группы продленного дня

Ремонт дорог в Забайкалье идет по графику, но есть риски срыва сроков

На актуализацию геопространственных данных территории Подмосковья направят 377 млн рублей

Глава г.о. Егорьевск Дмитрий Викулов проведет «выездную администрацию» в Полбино

Отели у Миллениума получили название, а у бывшей «Арены» обновили фасад

Марафон «Голос женского бизнеса» пройдёт перед IV Евразийским женским форумом

Юбилей народного художника КБР Руслана Канокова отметили персональной выставкой

Тайбоксёр Прохоров завоевал почётный трофей имени Героя России Антонова

Екатеринбуржцев зовут хоронить мух на Праздник урожая

Ваш комментарий

97 − = 87

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой ваших данных этим веб-сайтом.

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей. Ок Подробнее