В Большом театре Беларуси в середине декабря прошел XIV Минский международный рождественский оперный форум. Последнее время активизировались русско-белорусские музыкально-театральные связи: в конце октября в рамках дней Минска в Санкт-Петербурге Большой театр Беларуси показал одну из своих знаковых постановок — оперу "Дикая охота короля Стаха" Солтана, а в начале декабря в связи с 25-летием создания Союзного государства в Минск впервые приехал Мариинский театр с одним из самых выдающихся спектаклей — оперой "Хованщина" Мусоргского. На этой волне события форума вызвали особый интерес.
Театр в эти дни становится открытой площадкой не только для спектаклей и концертов, но и для экспериментов, общения и дискуссий. Гостями форума этого года были два российских театра — "Волга-опера" из Чувашии с экспериментальной "космической оперой" Рустама Сагдиева "Главный вопрос" (режиссер — Николай Отяковский) и Воронежский театр оперы и балета с моцартовской "Свадьбой Фигаро" (постановка Михаила Бычкова); Большой театр Беларуси показал спектакль Михаила Панджавидзе "Турандот" Пуччини с приглашенными солистами в главных партиях из московской "Геликон-оперы" и петербургского Михайловского театра; а также последнюю премьеру театра — "Евгений Онегин" Чайковского в постановке Анны Моторной.
Авторов спектакля "Волга-оперы" вдохновило здание их оперного театра, напоминающее инопланетное сооружение. Спектакль имеет опосредованное отношение к жанру оперы — это девять коротких новелл, не связанных драматургически и музыкально, певцы поют в микрофоны и понять их можно, только читая титры. Это эксперимент, созданный частично нейросетью, которой сгенерированы декорации и костюмы, музыка одной новеллы, часть текста, один из актеров — робот. Новеллы идут на разных языках и в разной стилистике. Есть новеллы серьезные, пародийные, фарс. Сюжет фантастический и абсурдный, призванный, по мысли авторов, задуматься о нашем взаимодействии с искусственным интеллектом. Машина ищет "главный вопрос" вопрос, имея ответ "42". Но в этом случае вопрос может быть только количественный — сколько шагов, оборотов. Главным (смысловым) представляется вопрос "зачем?". Возможно часть зрителей задумалась над своими "главными вопросами". После спектакля состоялась встреча с создателями спектакля, и это тоже замечательное начинание форума — возможность задать вопросы, подискутировать.
Далее на форуме были представлены оперы Моцарта, Чайковского, Пуччини. И главный вопрос в них — это человеческие взаимоотношения и чувства, общие для людей разных эпох. И неважно, в костюмы какого времени одеты персонажи — музыка передает то, что переживаем мы, и заставляет душу откликаться. А потому показалась излишней для оправдания костюмов начала ХХ века в "Свадьбе Фигаро" воронежского театра документальная хроника Первой мировой войны. Эта конкретизация ничего не привнесла ни в интерпретацию героев, ни в музыку Моцарта.
Современность постановки выражается не в костюмах, или переделке либретто на современный лад, а в том, удалось ли режиссеру и актерам войти в резонанс с нами сегодняшними, достучаться до нашего сердца, прочесть всем известное словно впервые, особенно, если опера — одна из самых часто ставящихся, образы настолько знакомы, что их трудно избавить от штампов. Таким откровением оказался "Евгений Онегин" (постановка Анны Моторной, дирижер — Артём Макаров), который стал кульминацией и доминантой форума. Обычно на сцене — Онегин — денди, холодный, высокомерный, уставший от жизни, почти неживой в реакциях, лишенный эмпатии. Всегда трудно представить, как в такого Онегина можно влюбиться. В спектакле Моторной Онегин (Владимир Громов) — эмоциональный, энергичный, обаятельный. Его отрицание общества и любых правил — демонстративно вызывающее. Противопоставление раздражающей Онегина толпе очень выразительно в мизансцене на балу у Лариных, когда он оказывается в плотном кольце гостей, словно на ринге, и его вынуждают пойти на публичное объяснение с Ленским.
На балу у Гремина он ведет себя так же, игнорируя приличия, абсолютно не слушает про "любви все возрасты покорны", поскольку уже увидел Татьяну, полностью захватившую его существо. Им овладела страсть, которая в финальной сцене сносит ему голову. И становится понятно, почему Чайковский не дал Онегину своей темы любви, он повторяет мелодию признания Татьяны — он сейчас, кроме Татьяны, ничего не видит. И себя потерял. Но и Татьяна (Елена Золова) бросается навстречу Онегину, ненадолго потеряв контроль. Поначалу и у либреттистов оперы в последней картине Татьяна падала в объятия Онегина.
Идея дополнить сцены "онегиными" (артисты балета в белых цилиндрах и длинных пальто с принтом силуэтов Петербурга, художник по костюмам — Татьяна Лисовенко) в сцене сна Татьяны в деревне и на петербургском балу только подчеркивает, что Татьяна видит Онегина повсюду, и спустя два года любовь её никуда не ушла.
Неуместно фривольной показалась хореография экосеза на балу (хореограф — Игорь Колб), но это, в свою очередь, позволило услышать в динамичном экосезе Чайковского галоп. На этом фоне Татьяна особенно выделяется, становясь центром притяжения сцены бала.
В сценографическом решении спектакля (художник Любовь Сидельникова) много пространства. Традиционные архитектурные моменты даны почти намеком — они словно просвечивают сквозь наш бэкграунд — висящий без опоры портик дома, стоящие отдельно колонны, тонкое, почти проволочное окно, призрачные видеопроекции на стенах. Зато костюмы сделаны в точном соответствии с моделями и расцветками того времени. И оказываются необычно свежими и современными, особенно пестрые цветастые наряды в первой сцене. К сцене дуэли краски заканчиваются, переходя в черно-белую гамму, на фоне которой Татьяна в красном на балу сверкает "как звезда во мраке ночи".
Отдельно стоит отметить занавес — спиной к зрителю стоит Онегин на фоне Петербурга под мокрым снегом и дождем. Он определяет образ спектакля — одиночество и обреченность.
У Чайковского в опере каждое действие заканчивается крахом для одного из героев. Постановщиками найден образ к каждому: крах надежд Татьяны сопровождается густым багряным листопадом, дуэль Ленского происходит на развалинах, созданных хаотично расставленными колоннами и пустыми вазами из усадьбы Лариных, в финальной сцене разбивается огромное зеркало, как разбита на осколки жизнь Онегина.
Торжественная, многоярусная, помпезная и яркая "Турандот" с приглашенными солистами — необыкновенно лиричной Лиу (Елизавета Кулагина), властной Турандот Елены Михайленко, для которой это коронная партия и в родном театре "Геликон-опера", и харизматичным Калафом (Михаил Пирогов, Михайловский театр), — стала оперным финалом Минского форума.
А завершил Рождественский форум гала-концерт, совместный с центром Елены Образцовой из Санкт-Петербурга, на котором выступили лауреаты конкурсов Елены Образцовой, солисты Большого театра Беларуси и гости из Никарагуа. Выступление молодых певцов-лауреатов символически обозначило, с одной стороны, преемственность традиций и давние связи (Елена Образцова — не раз выступала в оперном театре Беларуси) а, с другой стороны, — будущее оперного театра.