Общество

Как паблик-арт преображает Тюмень и другие российские города

Минувшим летом российские города вновь накрыла волна фестивалей паблик-арта: Уфа, Мурманск, Южно-Сахалинск, Саратов, Екатеринбург, Тюмень… Мы словно торопимся наверстать упущенное в этом жанре время, ведь многие страны уличному искусству открылись еще в 1960-х, а Россия — только 20 лет назад. Сейчас мало кому нужно доказывать, что муралы, городская скульптура, инсталляции и другие арт-объекты — доступнейший язык для общения художников с самой широкой, не обязательно профессиональной аудиторией вне стен музеев и прочих культурных площадок. А урбанисты приписывают паблик-арту еще одну важную суперспособность — "мягкого" изменения пространства города, наполнения его новыми смыслами. О будущем жанра в регионах России корреспондент "РГ" поговорила с руководителем тюменского мультицентра "Контора пароходства" и профильного фестиваля "Морфология улиц" Юлией Саначиной.

Как паблик-арт преображает Тюмень и другие российские города
© Российская Газета

Юлия, давайте обозначим сразу: стрит-арт, паблик-арт — в чем отличия и как к этим явлениям относиться?

Юлия Саначина: По-простому: стрит-арт — стихийные граффити, возможно, на злобу дня, но не согласованные ни с кем. Кто-то называет их авторов хулиганами, вандалами, но все же это другое — они художники, только действующие сами по себе. Паблик-арт — согласованное создание арт-объектов, то есть утвержденные властями и общественностью работы без политического, религиозного и прочего подтекста: так как это делается для города, то должно быть неконфликтным, чтобы никого не обидеть.

В стрит-арте присутствует соревновательный эффект: быстрее отреагировать на перемены вокруг. Представители паблик-арта думают о том, как их творчество приживется в городской среде, как на нее повлияет, что ей даст. Все же недаром мастера этого направления серьезно сотрудничают с лидерами мнений, мэрией, застройщиками, другим бизнесом. Однако не будь граффити, стрит-арта, не появился бы и паблик-арт. Не будь хаоса, не возник бы порядок. Многие востребованные художники паблик-арта выросли из граффитчиков.

Можно ли назвать современный паблик-арт меткой урбанистики?

Как паблик-арт преображает Тюмень и другие российские города1Юлия Саначина: Важно привлекать и коммерческих партнеров: бизнес должен вкладываться в город, коль он тут пустил корни. Фото: Архив Юлии Саначиной

Юлия Саначина: Это не просто признак развития городского пространства, а мысль и действие на опережение. На Западе было заведено: один процент прибыли застройщик обязательно тратит на искусство, создание в своем районе чего-то заметного и ценного для жителей. Воплощалось по-разному, не всегда уместно. Можно отлить огромную брендированную букву и поставить на лужайке, но разве это отразит суть города, вызовет положительные эмоции у жителей и туристов? Планировать общественное пространство с паблик-артом нужно еще на этапе проектирования ЖК. В Москве, например, есть кварталы, куда логично и умно заведено разное современное искусство. В регионах, увы, это редкость. Хочется делать классные, а не номенклатурные вещи, но пока такого не случилось — есть лишь идеи.

Недавно обратились местные застройщики: а перерисуйте-ка на стену картину известного художника. "А как же с авторским правом?" — спрашиваю я у них. Нет, не слышали… Бывает, предлагают расписать рифленый забор так, как придумают, вставить логотип — и за наш же счет. Это, по их представлению, и есть паблик-арт. Скажу, в чем ошибка: такими проектами у застройщиков за отсутствием профильных команд занимаются отделы маркетинга и пиара. На них, бедных, и так все свалено — от продвижения до инфоповодов, а сверху еще и "искусство", да еще и какое-то "современное". Часто заказчик сам не знает, что ему нужно, как это воплотить, а цена вопроса — и вовсе отдельная большая боль…

Философия простая: изменение городского пространства, поддержка начинающих художников, вклад в креативные индустрии

Способно ли уличное искусство взбодрить старинные города? Ведь у них длинная история, традиции, уставы и правила, а тут — почти безграничные фантазии.

Юлия Саначина: Возраст населенного пункта и паблик-арт в нем абсолютно не связанные вещи. Нижний Новгород, Казань гораздо старше Тюмени, но сколько там современного актуального искусства, которое ты принимаешь с первого взгляда! Жизнь и успех паблика зависит только от инициативы — художников, партнеров, может быть, власти. Наша "Контора" размещается в историческом здании XIX века, но, если бы мы в нем ходили в платьях того времени, выглядело бы странно. Да, есть традиции, айдентика, но есть и современный мир, с которым надо считаться, держа баланс.

Как действовать правильно? Художникам — узнавать место, куда приедут работать, беседовать с жителями, чиновниками, бизнесом, выясняя, кто здесь главный двигатель всего прогрессивного, и на основе этого придумывать образы. Вспоминается прекрасный опыт Выксы, паблик-арт в которой поддержал металлургический завод. В Альметьевске был классный проект "Сказки о золотых яблоках" на основе татарского фольклора. В Дербенте создали серию муралов, которые отражают быт местного населения. А в Тюмени, кстати, паблик-арта до сих пор, спустя семь лет жизни "Морфологии улиц", мало — можно двигаться в любую сторону. Мы пошли к жителям, стали работать вместе.

Как появилась тюменская "Морфология"?

Юлия Саначина: Первый пробный фестиваль в 2017 году организовали команды "Цвет города" и "Моя территория". В 2019-м перед открытием "Конторы пароходства" мы провели серию событий, чтобы рассказать горожанам о векторах работы будущего мультицентра. Вспомнили про "Морфологию", ее сильную образовательную составляющую и решили возродить, но при условии, что это будет всероссийский проект. Познакомились с екатеринбургской "Стенограффией", стали искать художников по всей стране, приглашать, рассказывать, что у фестиваля есть потенциал. Нашим учредителем является региональный департамент по общественным связям, коммуникациям и молодежной политике, но важно привлекать и коммерческих партнеров: бизнес должен вкладываться в город, коль он тут пустил корни. Признаюсь, поначалу все двигалось вяло, но с 2021 года обозначились перемены — появились спонсоры из числа банков, например, активна администрация, не говоря про обычных тюменцев.

Последние сезоны "Морфология" успешно сотрудничает с Центральной городской управой: прошлым летом команда "Дайте стену" нарисовала тюменский ковер на фасаде жилого дома в рамках реновации гостевой улицы Ленина, вписав историю и традиции в современный уклад жизни. Полтора месяца назад благодаря поддержке управы в строящемся сквере имени Згерского появился мурал в честь первого директора филармонии.

С паблик-артом происходят интересные метаморфозы: сначала горожане против, потом влюбляются, а когда работы закрашивают или портят, сильно возмущаются. Какое все-таки у него место в Тюмени? Какая философия?

Юлия Саначина: Это вопрос про то, зачем мы поменяли вектор, отказавшись от большого числа муралов и профессиональной образовательной программы в пользу соучастного проектирования. Шел 2022 год, всех штормило, многие не понимали, что делать, как работать. И мы меж тем стали искать другой путь, задумались, что непременно надо объяснять горожанам смыслы, которые художники закладывают в работы. Лучше всего для этого привлекать жителей в качестве помощников творческих лабораторий: к тому, в создании чего участвовал, человек по-другому относится. Опасались скатиться к самоделкам, но процесс четко контролируют кураторы: они единственные авторы идей, эскизов и головой отвечают за результат. Философия "Морфологии" простая: изменение городского пространства с помощью молодежи, создание альтернативного досуга для жителей, поддержка начинающих художников, вклад в креативные индустрии.

Удалось ли фестивалю воспитать у тюменцев культуру отношения к современному искусству?

Юлия Саначина: Вода камень точит. В идеале нужен отдельный информационный ресурс, не обязательно чисто фестивальный, а в принципе культурно-образовательный, где бы копились тематические статьи, интервью, фоторепортажи. Еще логична коллаборация со смежным событием. Если бы мы занимались стрит-артом, не зацикливались бы на чужом мнении — там ведь главное ажиотаж, даже скандал. Паблику это не присуще — здесь все честно, серьезно. И открыто, буквально оголено перед диванными критиками. Мы выслушиваем горожан, допустим, впервые столкнувшихся с современным искусством, но не спорим. Потому что это дело неблагодарное и неблагородное. Но все же большинство работ "Морфологии" у тюменцев вызывает теплые чувства. Назову мозаики на улице Челюскинцев и Водников, уже упомянутый ковер, связанные крючком цветы на заборе близ пешеходной улицы Дзержинского.

Этой сфере присуще соперничество или партнерство? Фестивалей много, в соседнем регионе проходит похожее событие. И почему среди участников много приезжих?

Юлия Саначина: Мы дружим со "Стенограффией" и специально планируем новые сезоны на разные даты, чтобы художники из разных регионов могли поработать и там, и тут. В каждом городе своя атмосфера, и мастера выбирают ту, в которой им комфортнее. Но если бы в Тюмень зашел федеральный проект, мы бы сильно удивились, ведь здесь есть свое, доморощенное и довольно неплохое.

Участники отбираются на опен-колле. Из Москвы и Петербурга много заявок. Из Тюмени, увы, мало — наши ребята чаще уезжают в Центральную Россию искать себя. Однако растет смена: впервые в этом году участвовал подросток — Еве Голянской 14 лет, у нее большое будущее в искусстве. Опять же действует кемп волонтеров — готовим сопричастных к паблик-арту ребят-помощников.

Организовывать такие фестивали дорого?

Юлия Саначина: Каждый год все дороже. Даже не потому, что приезжают художники с именами — Максим Има, Красил Макар, Настя Иванникова, Андрей Люблинский — они у нас работают без гонораров. Но посмотрите, как поднялись цены на материалы! На один средний мурал уходит 300-400 тысяч рублей, а то и больше. Только аренда автовышки на один час — 2,5 тысячи. А еще нужно готовить стены, привозить, размещать и кормить мастеров. Общий бюджет — около 4-5 миллионов. Поэтому мы теперь не планируем супербольших работ, иначе "Морфология" ограничится лишь двумя рисунками, а делаем выбор в пользу недорогого и любопытного. Гранты выигрывать пока не удается, но попыток не оставляем.

А есть перспективы в малых городах области, нужен ли им паблик-арт?

Юлия Саначина: Конечно, но надо понимать, зачем туда стремиться, как это будет выглядеть, кто возьмется курировать, верно поняв вкусы города и горожан. Малый город — априори компактная история. Если стартуешь ошибочно, условно говоря, с веселых картинок, можно все испортить. Ишим, Ялуторовск — прекрасные площадки для паблик-арта. Он непременно нужен молодежи, чтобы как минимум дать беспокойному мозгу пищу для размышлений. У искусства нет границ и рамок, но каждому городу, как и человеку, требуется свое.

Источник: news.rambler.ru

Похожие записи

В Дагестане открылся VIII Международный фестиваль русских театров «Русская сцена»

В Томске к 2027 году оценят влияние многолетней мерзлоты на автодорогу ЯНАО

Зрителям пришлось вызвать скорую во время просмотра скандальной оперы

На Широкой речке построят жилой квартал на тысячу человек

Волгоградец Миран Карапетян погиб на СВО

Литературные мастера стран БРИКС соберутся в Казани для обмена опытом

Сроки завершения сезона электросамокатов 2024 назвали в Новосибирске

Программы RT начали показывать в эфире египетского телеканала Sada El-Balad

Названы самые выгодные направления для поездок на новогодние каникулы

На самарской телебашне включат тематическую подсветку в День учителя

Игорь Тейковцев объяснил необходимость транспортной реформы в Оренбурге

В Новосибирской области в рамках программы пожилых людей обучат сленгу

Ваш комментарий

+ 81 = 84

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой ваших данных этим веб-сайтом.

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей. Ок Подробнее