Почему мазут считается самым сложным для ликвидации нефтепродуктом? Есть ли в арсенале науки эффективные технологии? Почему некоторые предложения могут только усугубить последствия? Чем отличаются аварии в районе Керчи 2024 и 2007 годов? Об этом "РГ" рассказали ученые ведущих российских институтов и вузов.
Ликвидацией должны заниматься профессионалы
Сейчас в СМИ мелькают самые разные предложения для ликвидации аварии, в частности, механический, то есть простая уборка нефтепродукта, применение сорбентов, бактерий и т.д. Причем авторы идей не какие-то горе-изобретатели, а люди из различных институтов и фирм. Казалось бы, при таком обширном арсенале не должно быть особых проблем, чтобы в довольно краткие сроки справиться с этим разливом.
Елена Мазлова, завкафедрой промышленной экологии РГУ нефти и газа им. Губкина:
К сожалению, желание "прославиться" приводит на медийные площадки неспециалистов. Сейчас кому только не лень сообщает — "мы предлагаем такие-то очень эффективные методы борьбы с разливом". Некоторые "идеи" могут только усугубить экологическую проблему, например, применить для сбора мазута глауконит. Но на самом деле этого делать категорически нельзя, потому что это приведет к депонированию загрязнения в донных отложениях надолго, как это было во время норильского разлива.
Кто-то уверен в эффективности микроорганизмов, которые будут питаться мазутом. Но они работают в почвах с содержанием нефти не больше 8-10 процентов. Кроме того, эта технология требует множества операций по поддержанию комфортных для бактерий условий. В такой живой колонии надо поддерживать определенную влажность, температуру, вносить удобрения. Только тогда микробы смогут окислять нефтепродукты.
Понятно, что для пляжа такая технология вообще не подходит. Почему? Препараты будут постоянно смываться прибоем в воду, а нам надо все время поддерживать не только стабильную температуру, но и определенную концентрацию. Эта технология может использоваться только на заключительных этапах рекультивации земель, но не пляжей.
То есть ликвидацией аварии должны заниматься исключительно профессионалы. Кто за что отвечает?
Елена Мазлова: На море с пятнами нефтепродуктов борется Морспасслужба, которая специально создана для ликвидации таких аварий. Они оснащены специальной техникой для сбора нефти, адсорбенты удаляют с воды тонкие пленки. Каждый день специалисты Морспасслужбы выдвигают суда, основываясь на самой разной информации о погодных условиях, пятнах, в том числе и со спутников.
Аварии с разливом мазута считаются самыми сложными для ликвидации
Второе — служба, которая должна заниматься такими авариями, это МЧС. Но у них, к сожалению, около 15 лет назад специализированное подразделение было ликвидировано при оптимизации структуры службы.
Частные компании, предлагающие свои услуги по переработке нефтешламов — песка с мазутным загрязнением, не всегда обладают соответствующими компетенциями, технологиями и необходимыми лицензиями на обращение с отходами.
Ну и самое главное, Елена Алексеевна, что делать?
Елена Мазлова: Первое — надо предотвращать выброс пятен мазута на берег. Для этого установить ограждающие боны, когда позволяет волнение моря. Но против того, что уже лежит на дне, такой способ не работает. Дело в том, что при температурах воды 5-10 градусов почти твердый мазут сразу после аварии разделился на фракции. Легкую, как я уже сказала, собирает с поверхности воды Морспасслужба, а тяжелую, которая выброшена на берег и перемешалась с песком, другие службы, в том числе и волонтеры.
Что делать с легкой фракцией, понятно. Ее соберут, и она пойдет в дело. А как быть с тяжелой, уже загрязнившей песок, а главное, с оставшейся на дне?
Елена Мазлова: С небольших глубин можно извлекать с помощью специальной техники. А то, что останется на дне, рано или поздно окажется на берегу, где мазут придется собирать. Словом, основной способ очистки — сбор с береговой линии. Для отделения мазута от песка есть технологии, которые при использовании специализированного оборудования с помощью поверхностно-активных веществ смывают с него нефтепродукт. В итоге получаем фракции: нефтепродукт, воду и чистый песок. Кстати, его вполне можно использовать в строительстве или при допустимой чистоте возвращать на берег.
Слушая вас, можно сделать вывод, что в принципе все методы борьбы с таким разливами хорошо известны. Почему же дело идет так медленно? Вот и президент страны обратил на это внимание.
Елена Мазлова: Понимаете, все эти технологии у нас давно отработаны на нефтяных месторождениях. В чем, на мой взгляд, проблема? Нужен четкий план действий и принятия решений. Кто и за что отвечает. Сейчас ко мне постоянно обращаются с вопросами. Такое впечатление, что работаю сразу в нескольких штабах — волонтеров, при губернаторе, МЧС, Морспасслужбы и т. д. Так что дело не в технологиях, а в организации работ.
162 тысячи тонн песка с мазутом собрали и вывезли с побережья Кубани
На сегодня в нашем университете создана рабочая группа из специалистов, которая будет принимать участие в работе федерального штаба по ликвидации этого ЧП.
Авария всегда уникальна
Ирина Перминова, доктор химических наук, завлабораторией МГУ:
Сразу надо отметить, что авария с разливом мазута считается наиболее сложной для ликвидации. Во-первых, это самая тяжелая фракция нефти, а потому стремится опуститься на дно. Во-вторых, там она не лежит неподвижно, а мигрирует. Особенно с подъемом температуры воды, а потому может "выскочить" практически в любом месте. В условиях шторма мазут образует самый тяжелый вариант загрязнения, так называемый мусс — эмульсию воды и мазута. В-третьих, он обладает очень сильными адгезивными (клеящими) свойствами, к нему липнет все подряд.
Сейчас люди собирают с пляжей мазутный мусс вперемешку с песком. При повышении температуры из этой массы начинает выливаться мазут, что затрудняет уборку.
Нередко звучит мнение, что сейчас можно воспользоваться опытом аварии в районе Керчи, которая случилась в 2007 году. Но между ними есть большая разница. Тогда море выбросило мазут на территории, далекие от песчаных пляжей. В основном на прибрежные камни. Ликвидацией занимались военные. То, что осталось лежать на дне, примерно за 10-15 лет, покрылось толстым слоем песка.
Сейчас ситуация принципиально иная. Море выбрасывает мазут на песчаные пляжи, которые надо срочно чистить. А это намного сложней, чем снимать его с камня. Но главное, необходимо решить проблему с мазутом, который лежит на дне. Иначе его выбросы будут происходить периодически, вновь загрязняя пляжи.
Ситуация серьезно обострится, когда температура воды начнет подниматься. Тогда подводный мазут может всплыть и двинуться на берег. После каждого нового выброса работу по очистке фактически придется начинать сначала.
Сейчас штаб по ликвидации аварии рассматривает различные предложения, в том числе и по подводному мазуту. К работе подключились самые разные институты и компании.
В мире уже довольно давно существует так называемая скрининговая матрица технологий по ликвидации самых разных аварий
В мире уже довольно давно существует так называемая скрининговая матрица технологий по ликвидации самых разных аварий. Чтобы ее создать, потребовалась многолетняя работа специалистов, которые разрабатывали технологии очистки загрязненных сред, включая аварийные разливы нефти, по заказу профильных ведомств. Имея такую матрицу, вы кликаете на определенный тип загрязнений, и вам выпадают наиболее подходящие для вашего случая методы ликвидации. А также контакты специалистов, которые ими обладают, готовы к вам приехать и решить проблему.
У нас сейчас Оперативный штаб ЧС собирает предложения, чтобы выбрать лучший вариант. Наша лаборатория предлагает такой вариант — мусс из мазута и воды сделать твердым, применив в качестве сорбента-отвердителя бурый уголь. Мазут будет надежно "запечатан" в угольной матрице, он перестанет липнуть, а значит, собирать его с песка будет намного легче. Кроме того, такому мазуту намного сложней мигрировать. Сейчас проводим эксперименты, ищем оптимальные варианты такой технологии.
Точка зрения
Морепродукты будут представлять риск для человека
— Сегодня в мире нет эффективных технологий сбора и утилизации этого продукта, — рассказала "РГ" руководитель лаборатории фиторесурсов ФИЦ "Институт биологии южных морей имени Ковалевского РАН", кандидат биологических наук Наталия Мильчакова.
Морские порты Крыма и Краснодарского края имеют суда-нефтесборщики, но для утилизации мазута они малоэффективны, отмечает специалист. В портах России часто для сбора используют боновые заграждения, но и этот метод в Черном море не дает нужный результат. В Норвегии и других северных странах для защиты от нефтяных разливов применяют специальные конструкции с бурыми водорослями, которые помогают процессам самоочищения и устойчивы к нефтяному загрязнению. Но в ситуации с мазутом все эти технологии не подходят.
— Очевидно, что разработанные для поглощения нефтепродуктов адсорбенты для коагуляции мазута будут малопригодны, так как он имеет другую структуру по сравнению с нефтью. В этом вся сложность, — говорит Мильчакова.
По мнению эколога, перспективным может стать использование многолучевых гидроакустических приборов для обнаружения обширных скоплений мазута в толще воды и на морском дне. Такую технику необходимо создавать еще и потому, что загрязнено очень обширное пространство и водолазные службы с подобной работой не смогут справиться.
Кроме того, отмечает эколог, надо привлекать профильных специалистов и ученых, чтобы уже сейчас проводить токсикологические исследования и анализировать, как поражены морские организмы, представители кормового зоопланктона, моллюсков, ихтиофауны, потому что вся пищевая цепочка заканчивается млекопитающими — дельфинами. Рыба и морепродукты будут поступать в продажу, что может представлять значительные риски для человека. "До выяснения поражения гидробионтов, особенно относящихся к водным биологическим ресурсам, по моему мнению, нужно ограничить их вылов", — считает Наталия Мильчакова.
Ученые Крымского федерального университета (КФУ) также подтверждают — эффективных технологий сбора мазута сегодня нет нигде в мире.
— Целенаправленного заказа на разработку таких технологий до сих пор не было. Теперь будет повод задуматься об этом, — сказал "РГ" директор Института биохимических технологий, экологии и фармации КФУ Алексей Гусев.
Можно пробовать применять традиционные адсорбенты, используемые при разливе нефтепродуктов, полагает ученый, но для этого нужно как минимум понимать, где это делать.
— Мы же не можем засеять адсорбентами всю эту огромную территорию. Надо локализовать загрязнение. Когда мазут на берегу, тут уже адсорбент не сработает, его надо только механически убирать, — говорит Алексей Гусев. — Кроме того, у нас сейчас нет объективных данных, сколько мы собрали загрязнений и сколько утонуло. Когда температура моря начнет повышаться, мазут станет подниматься наверх и мы получим дополнительные выбросы.
Подготовил Сергей Винник
Мнение
Ждем предложений
Виктор Анисимов, директор УНО "Кубанский научный фонд":
— Наш фонд начал прием заявок методов очистки пляжей от мазута, а также извлечения из толщи воды. Чтобы выявить из многих предложений наиболее эффективные, сформирована рабочая группа, в которой более 30 специалистов. Ее задача сформировать общую заявку для всех технологий. Ведь очень сложно понять, правильная технология или нет, если информации о ней немного. Действует "горячая линия", на которую принимаются предложения по технологиям. Мы связываемся с заявителями и направляем им анкеты и форму заявки. Эксперты уже решают, что с этими технологиями делать дальше. Сегодня существует 12 направлений для технологических решений, сформирована база предложений по ним. Отдельно собираются предложения по очистке песка на пляжах, или по мазуту в море, или по донным отложениям и т. д. Например, песок загрязнен не только на поверхности, но и до 1 метра в глубину, есть мелкие фракции мазута, есть крупные — все это предполагает использование разных технологий.
Хочу обратить внимание, что сегодня в Анапе мазут распространился на несколько десятков метров от полосы прибоя. Вручную очистить эту территорию практически невозможно. Сейчас идет речь о мелких фракциях, которые выносятся на берег со штормом, и, конечно, это добавляет нам головной боли. Я считаю, что прибрежная линия протяженностью 50 км должна быть защищена с помощью боновых заграждений. Необходимо делать насыпи с дренажными каналами, которые будут отводить от пляжа загрязненную воду. Защитный вал нужно накрывать сетями, которые задерживают мазут. Эти технологии сейчас отрабатываются специалистами, например, с начала аварии в Анапе работает группа из "Сколтеха". Сети уже показали свою эффективность.
Подготовил Андрей Ульченко
Тем временем
В МЧС установили, что мазут из двух аварийных танкеров растекся по побережью примерно на 900 километров и затронул три российских региона — Краснодарский край, Крым, Запорожье.
Также в ведомстве заявили, что закончено строительство подъездной технической дороги к кормовой части севшего танкера.
"Отсыпали и выровняли более полукилометра пути. Продолжаются работы по созданию искусственной гавани вокруг кормовой части танкера для недопущения попадания нефтепродуктов в открытое море, отсыпано 50 метров. Определены 7 основных участков проведения работ по сбору нефтепродуктов общей протяженностью 63 км", сказано в сообщении МЧС. Работы по укреплению дороги ведутся и со стороны моря.
Подготовил Тимофей Борисов
От редакции
Судя по этим мнениям, крупнейшая в истории авария с мазутом застала врасплох не только наши специализированные службы, но и ученых. Во всяком случае, об этом говорит разброс мнений по принципиальным вопросам ликвидации. Едины ученые в одном — сегодня у нас нет эффективных, высокотехнологичных технологий борьбы с мазутом. Перед Кубанским научным фондом, куда поступают предложения, стоит сложнейшая и очень ответственная задача — выбрать наиболее оптимальные варианты.