Общество

Как античная фреска попала в Воронеж

Атлетического вида молодой человек с аккуратной бородкой и копной вьющихся волос едет верхом на великолепном коне с коротко подстриженной гривой, мощной шеей и изящной головкой. У молодого человека в руках копье, на котором висит ткань, которую можно принять за стяг. Но это туника с кровавыми пятнами. И конь, и всадник двигаются торжественно мимо нас — взоры их устремлены в неведомое далеко. Они — пришельцы из IV века до н. э. Они с юга Италии, из провинции Кампания. Они из гробницы знатного воина, который, судя по всему, ненадолго пережил поверженного копьем противника.

Как античная фреска попала в Воронеж
© Российская Газета

Маленькая выставка в торце 16-го зала ГМИИ им. Пушкина впечатляет сочетанием камерности и монументальности. Центральная работа — относительно небольшой квадрат вулканического туфа с фреской, которой 25 веков. Она поражает мощью фигур, тонкостью цвета, изяществом композиции. Подлинные фрески такой древности наперечет и в мире. А в России она единственная. Хранится в Воронежском художественном музее им. Крамского.

Последние 110 лет ее никто не видел — нужна была реставрация. Ее в этом году завершил Александр Горматюк, великолепный мастер, реставратор высшей квалификации Научно-реставрационного центра им. Грабаря. И перед возвращением фрески в Воронеж ее показывают до 30 марта в Пушкинском.

Это единственная античная фреска в российских музейных собраниях

О том, как эта фреска оказалась в Воронежском музее, рассказывает Наталья Евгеньевна Бакина, ученый секретарь Воронежского художественного музея им. Крамского, один из кураторов выставки.

Как италийская фреска оказалась в Воронеже?

Наталья Бакина: Значительную часть нашего собрания составляет коллекция музея, который существовал при Императорском университете в Дерпте (нынешний Тарту). Один из старейших в Северной Европе, основанный в 1632 году, он приостанавливал свою работу во время Северной войны России и Швеции. А в 1802 году был открыт вновь по указу Александра I уже как Российский императорский университет в Дерпте. И тогда же профессор Карл Моргенштерн создал университетский музей. В 1871 году музей приобрел эту чудесную фреску для своей античной коллекции.

А как коллекция музея в Дерпте оказалась в Воронеже?

Наталья Бакина: Коллекция была эвакуирована во время Первой мировой войны. В 1915 году фронт был близко, и самые ценные экспонаты спасали от войны. Путешествие оказалось долгим. Только в середине 1918 года университет и его коллекции добрались до Воронежа. Наш Воронежский университет был создан на основе эвакуированного из Дерпта Императорского университета. А собрание университетского музея стало основой Воронежского художественного музея.

Это единственная античная фреска в коллекции Воронежского музея?

Наталья Бакина: Она единственная в российских музейных собраниях. Работ такого качества этого периода за пределами Италии и небольшой области Кампании немного. Античная монументальная живопись практически не сохранилась.

А как же фрески Помпеи?

Наталья Бакина: Они на 500 лет моложе — датируются I веком н. э. А наша фреска — IV век до н. э. Это фрагмент плиты из гробницы из плит. Гробницы в земле укрепляли плитами туфа и закрывали сверху еще одной плитой. Росписи были на стенах внутри гробницы. Кусок этой росписи перед нами.

Удивительно красивая работа. Написанная легко, артистично, сочно. Понятно, что фрески писались быстро — по свежему грунту. Но эта еще и прекрасный памятник высочайшего художественного уровня.

Получается, она впервые показывается зрителям после 1915 года?

Наталья Бакина: Не знаю, выставлялась ли она до Первой мировой войны. Но в Воронеже больше ста лет не выставлялась. На самом деле университетская коллекция пережила две мировые войны и две эвакуации. Одну — в Воронеж в 1915 году, вторую — в Омск в 1941 году. Понятно, что фреска нуждалась в реставрации.

А какие раритеты еще в вашей коллекции из музея университета?

Наталья Бакина: У нас старейшая в России коллекция египетских древностей. Ее собирал молодой исследователь, востоковед, путешественник Отто Фридрих фон Рихтер. Он совершил путешествие в 1815 году вверх по Нилу. За 4 месяца собрал небольшую, но очень интересную коллекцию. Вернулся в Дерпт. И умер через год — ему не было и 25 лет. Тема Египта после наполеоновских войн была очень популярна. Археология была одной из самых стремительно развивающихся наук. Вещи, которые собрал этот 20-летний юноша с хорошим вкусом, образованием, замечательны.

Вы будете показывать эту фреску в музее Воронежа?

Наталья Бакина: Конечно. Мы в сотрудничестве с Пушкинским музеем обновили нашу постоянную экспозицию. Для "Возвращения воина" уже забронировано место. Ждем ее после реставрации в нашем музее.

Источник: news.rambler.ru

Похожие записи

Похолодает до -30: Болдакин раздал распоряжения городским службам перед морозами

В Югре в городе Урай отменили карантин

В Магаданском порту будет организован морской логистический центр

В Самаре откроется выставка Дмитрия Мантрова «Дорогами художника»

Челябинский шоумен Стас Ярушин о смерти Маслякова: «Нам вас будет не хватать»

Часть Владивостока обесточило 14 января (адреса)

Телебашни в городах России включат праздничную иллюминацию в День народного единства

Обладателям миль «Аэрофлот» предложил скидки на билеты на море

В МИД призвали россиян задуматься о смысле поездок в Гану, не выдающую им визы

Бусаргин: в Энгельсе значительно снизилась площадь возгорания на предприятии

В Волгограде бойцы Росгвардии будут обеспечивать охрану порядка в Новый год и Рождество

В Курске открылась выставка фото Сергея Торшенко «Птицы, приносящие счастье»

Ваш комментарий

− 4 = 1

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой ваших данных этим веб-сайтом.

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей. Ок Подробнее