ПЦУ (блистательную народную расшифровку этой аббревиатуры недавно напомнила вице-спикер Госдумы Анна Кузнецова — «пустые церкви Украины«) решила, что Александр Невский не святой. И из сонма и из списка его исключила.
Ну сразу скажем, от великого князя не убудет, ни как от святого, ни как от исторического деятеля.
Льва русской истории исключением из «списка святых ПЦУ» из многовековой памяти не вычеркнешь, как и из мировой культуры. Весь мир, после фильма Эйзенштейна с ним знакомый, захочет скорее проверить список и тех, кто собрался его вычеркивать.
Творцы современной украинской религиозной мифологии, видимо, не догадываются, что церковная история обычно не переписывается в угоду моменту. Тем более политическому… И даже если такое вдруг случается, то Бог обычно ждет, а человек, пусть веками, но исправляется… Как в истории со святой Анной Кашинской. Но правда в конце концов остается правдой, а кривда кривдой.
Конечно, история, тем более древняя, средневековая, не обходится без мифа. Но миф не сказка и не ложь, как блистательно показал нам в «Диалектике мифа» великий русский философ Алексей Лосев, а необходимая человеку и присутствующая в нашей жизни реальность чуда.
Чуда. Но не фокуса.
История, тем более церковная, не пишется в жанре фанфиков, когда каждый продолжает сюжет, как ему заблагорассудится. Нет, в церкви есть Бог и святые отцы, а в культуре — великие авторы. Поэтому ни Библию, ни жития святых, ни «Войну и мир» просто так не перепишешь и в любую сторону не продолжишь, как бы не зудела безудержная, неограниченная и до детскости ни перед чем не ответственная фантазия.
Но в христианских книгах о главном достоинстве человека — любви — сказано: не мыслит зла, не ищет СВОЕГО. Нечестной выгоды, прибавки на неправде.
Но ПЦУ, похоже, ни зла не боится мыслить (пририсовывая Бандеру в клеймы своих «икон»), ни выгоды. Тем более, что Константинопольский патриархат эту политическую выгоду своим «малым детям» в возрасте не самой большой искушенности и разумности то и дело «пасует». Ну а кто пасует Константинопольскому патриархату тоже уже давно и хорошо известно.
Александр Невский — мой любимый святой. Приезжая в Петербург, я всегда сначала иду к нему в лавру. Потому что чувствую в нем великое рыцарство русской истории.
Недавно широко отпразднованное в России его 800-летие позволило нам расстаться с совсем уж завиральными ревизиями его образа. А тем, кто с ними расставаться не хочет, особенно в ПЦУ, ну карты в руки. Но только это крапленые карты.