Югра — один из лидеров в России по расселению людей из аварийного жилья, хотя проблема пока остается острой. Строительная отрасль в регионе сталкивается со многими вызовами. Дело не только в общей экономической ситуации в стране, но и в географических и климатических особенностях округа. Тем не менее, властям успешно удается возводить дома, обновлять дороги и завершать стройки, длившиеся 15-20 лет. Об этом рассказал в интервью "РГ" заместитель губернатора Ханты-Мансийского автономного округа — Югры Азат Ислаев.
Азат Файзулхакович, насколько велика проблема аварийного и ветхого жилья в Югре? Что уже удалось сделать?
Азат Ислаев: В Югре внушительный объем аварийного жилищного фонда, более 1 млн кв. метров. Это связано с историческими особенностями промышленного освоения Сибири: строить нужно было быстро, и всё построенное рассматривалось как временное. Это один из сложнейших вызовов в обустройстве наших городов.
Сегодня Югра является лидером в РФ по объему расселяемого жилья. Мы неплохо поработали по программе расселения жилья, признанного аварийным до 1 января 2017 года. Она была рассчитана до 2025 года, но мы ее досрочно завершили в 2024-м расселением свыше 55 тысяч человек. Сейчас начали новую программу: для жилья, признанного аварийным, до 1 января 2022 года, а это 689 тыс. кв. метров. В этом году уже около 7 млрд. рублей выделил на эти цели губернатор Югры Руслан Николаевич Кухарук. Для решения этой масштабной задачи задействованы средства федерального, окружного и муниципального бюджетов. Наша задача — не просто расселять аварийный фонд, но и обеспечивать качественное строительство новых квартир, развивать освободившиеся территории, в эту работу активно привлекаем застройщиков. Совместно с муниципалитетами и профильным ведомством применяем подходы комплексного развития территорий (КРТ) для создания комфортных условий и доступности инфраструктуры для наших жителей.
Югра — обширный регион, и вопросы логистики особенно важны. Многие поселки оторваны от основной дорожной сети. Какие перспективы?
Азат Ислаев: Югра занимает второе место в РФ по качеству дорог, нормативность дорожной сети — 88%. По поручению губернатора в этом году мы пересмотрели подходы по развитию муниципальных дорог, кратно увеличили финансирование и сформировали новую комплексную программу. Мы круглодично обеспечиваем транспортную доступность территорий, в том числе отдаленных и труднодостпуных.
В холодное время года для этого строим "автозимники" и ледовые переправы, а летом пассажиров перевозит речной транспорт с доступными ценами.
Водный вид транспорта имеет высокий спрос. Мы приступили к его модернизации, обновляем подвижной состав, условия для перевозки людей становятся комфортнее.
Актуальный способ передвижения — авиаперевозки, в округе девять аэропортов. Мало какой регион России может похвастаться таким количеством. Для доступности билетов населению субсидируем из регионального бюджета авиасообщение, расширяем сеть авиаперевозок как внутри региона, так и межрегиональную.
Планируются ли какие-то крупные транспортные проекты в ближайшее время?
Азат Ислаев: Идем к завершению строительства второго моста через реку Обь в районе Сургута. С учетом опережающих темпов строительства в планах завершить работы до конца 2025 года. Сегодня это один из самых крупных инфраструктурных проектов в стране, в составе которого 8 искусственных сооружений, включая мост через Обь (1 758 м), 3 путепровода, 4 моста, 43 км автодорог. На основном мосту все 16 опор возведены, сейчас дорожники осуществляют надвижку пролетных строений и укладку автодороги. Работы идут в круглосуточном режиме, на стройке задействовано 750 человек и 200 единиц техники.
Мост направит транспортные потоки в обход города, ускорив путь для людей и для грузов, создаст альтернативное направление для круглосуточного пропуска тяжеловесных транспортных средств. Он возьмет на себя основную транспортную нагрузку двух федеральных транспортных коридоров ("Тюмень — Сургут — Салехард" и "Пермь- Ханты-Мансийск — Нижневартовск — Томск"). Мост важен и для стратегической безопасности нашей страны.
После завершения этого проекта приступим к проектированию сопоставимого по масштабу моста через Обь возле поселка Андра. Он объединит Ямал и уральские регионы, сократит на участке Екатеринбург-Надым пробег примерно на 500 км, а время в пути — на 4-5 часов, как для жителей, так и для доставки грузов для месторождений нефти и газа.
Возникают ли проблемы со строительством? Рынок сейчас в непростом положении: стройматериалы растут в цене, высокие банковские ставки, рабочих становится все меньше.
Азат Ислаев: Конечно, это накладывает отпечаток на инвестиционную активность. Многие застройщики задумались о том, чтобы отложить реализацию своих проектов. Это и правда большой риск.
Осознавая вызовы, оперативно реагируем на них. Строительный комплекс Югры набрал высокие темпы в работе. За последние два года мы завершили строительство крупных долгостроев округа, в том числе в Нижневартовске — окружную клиническую больницу, оснастили ее самым современным оборудованием, несмотря на санкции. Благодаря системной штабной работе и региональному контролю, у нас получается выстраивать эффективную работу в условиях вызовов.
С 2024 года реализуем новую государственную программу Югры "Строительство", объединяющую все объекты стройки. С 2025 года запускаем механизм единого заказчика, который позволит осуществлять контроль на всех этапах строительства социально-значимых объектов по принципу "одного окна".
Уверен, стройкомплекс Югры справится со всеми поставленными задачами, обеспечивая комфортную жизнь для югорчан.