На системы обнаружения и борьбы с неприятельскими дронами аэропорты тратят десятки и даже сотни миллионов рублей. Российские производители предлагают разные системы: от мощных информационных платформ до переносных радаров, и поиск оптимальных решений не останавливается. Они будут актуальны и, когда регионы начнут "открывать" небо для полетов легальных беспилотников.

Руководитель любого аэропорта перед выбором технического решения должен ответить на три вопроса: от чего защищаться, чем защищаться и как контролировать эффективность и работоспособность системы, считает гендиректор "Неоскан" Дмитрий Москалевич.
Основными критериями при выборе технологии он назвал присутствие в ней искусственного интеллекта, адаптируемость к новым угрозам, автоматизированный обмен данными с органами, радиус действия, идентификация "свой-чужой" и непрерывный мониторинг работоспособности.
"Нет единой цены у этой системы, стоимость определяется сложностью системы, ее возможностями и эффективностью. Честно скажу, это не дешевое удовольствие. Для любого аэропорта это десятки, сотни миллионов рублей затрат", — сообщил он на Национальном форуме инфраструктуры гражданской авиации.
Ведущий научный сотрудник Научного центра аэронавигации НИИ гражданской авиации Дмитрий Музыченко рассказал, что сейчас существуют несколько основных способов противодействия беспилотным летательным аппаратам (БПЛА). Это — радиоэлектронное подавление (РЭП), информационно-техническое воздействие, то есть перехват каналов управления или подмена сигналов навигации путем воздействия на электронные системы мощным электромагнитным импульсом, физическое уничтожение, в том числе огневое поражение, защита объектов сетями, а также оптическое воздействие на бортовые камеры. Непрерывное излучение средствами подавления недопустимо — это решение государственного комитета по радиочастотам. Именно для того, чтобы минимизировать использование РЭП, и необходим комплекс средств обнаружения противоправных объектов.
"Для этого используется радиолокация, лазерная локация, оптические системы обнаружения, радиоразведка, а также акустические системы обнаружения по звуку двигателей. И только после того, как нелегальное беспилотное воздушное судно обнаружено, следует радиоэлектронное подавление", — отметил он.
Руководитель проекта Kaspersky Antidrone "Лаборатории Касперского" Владимир Туров пояснил детали на примере работы, которую компания сейчас ведет в аэропорту Шереметьево. "Работа над системой безопасности от дронов в рамках аэропорта выходит за рамки нашего типового программного обеспечения антидрон, которое мы делаем для объектовой защиты. Я бы сказал, что это превратилось в информационную платформу, а не отдельный локальный программный продукт для решения одной задачи", — отметил он. Помимо обнаружения объекта, отсечения задвоений и определения его легитимности, стоит задача проинформировать о нем необходимые службы. Все это подразумевает четкое взаимодействие с системами многих ведомств и органов.
"Автоматизированная система будет реагировать в течение нескольких секунд, в отличие от согласований вживую созвона и прочего. У нас получается единое информационное поле, где все обладают одинаковой информацией. Это в целом повышает безопасность и убирает человеческий фактор, потому что система автоматически обрабатывает весь пласт информации и выдает в сжатом виде карточку для принятия решений. Сейчас мы такую систему строим, какие-то части уже готовы, какие-то находятся в разработке, какие-то — в концепции, но мы считаем, что без такой системы не продвинуться в обеспечении реальной настоящей безопасности на объектах транспортной инфраструктуры", — подчеркнул он.
По словам Турова, в компании также считают перспективным развить дополнительный способ подавления БПЛА с помощью дронов-перехватчиков. Для этого потребуется система локальной навигации, чтобы перехватчик в условиях работы РЭП мог долететь до цели, а также стабильная радиосвязь и видеоаналитика. "В целом, сама технология находится на стадии реализации. Через какое-то время мы придем к готовым решениям и это поможет полностью решить задачу обеспечения безопасности, в которой сейчас есть еще некоторые пробелы", — отметил он.
Все разработчики подтвердили, что системы обнаружения и ликвидации незаконных дронов можно применять не только в аэропортах, но и на других промышленных объектах. И здесь уже запросы у заказчиков сильно различаются. Руководитель проектов управления "Радиолокация" НПФ "Микран" Максим Сопов рассказал, что недавно посетил объект, находящийся в ущелье, который атаковали дроны, вылетев из соседнего ущелья, из-за чего системы безопасности не сработали. В этом случае, по его мнению, эффективнее было бы применять мобильные радиолокационные сенсоры. Эти средства обнаружения можно быстро развернуть и установить по всему периметру, каким бы сложным ни был рельеф.
Замгендиректора "Аэролинк" Олег Шилов считает, что уже сейчас стоит задумываться о перспективах. Когда регионы начнут "открывать" небо для полетов легальных беспилотников, важно уметь правильно и оперативно из 100 находящихся в воздухе БПЛА определять чужака. При этом он отметил, что какое-то единое решение для всех регионов не подойдет. "Необходимо через экономику региона рассчитывать целесообразность защиты тех или иных территорий", — отметил он.